Глобальные

Глобальные катастрофы прошлого. Как климатические изменения уничтожали жизнь на Земле

Исследование, проведённое учёными из Бристольского университета и Китайского университета геонаук, проливает свет на причины столь разрушительного влияния пермско-триасового потепления на морские и наземные экосистемы. Это открытие связано с извержениями вулканов, выбросы которых привели к катастрофическому изменению климата.

Пермско-триасовое массовое вымирание произошло около 252 миллионов лет назад и считается крупнейшим в истории Земли. В ходе исследования выяснилось, что выбросы парниковых газов, вызванные вулканической активностью в Сибири, не только способствовали глобальному потеплению, но и усилили изменчивость климата, делая его менее предсказуемым и ещё более опасным для живых существ. Это стало одной из главных причин вымирания множества видов.

"Изменение климата само по себе не вызвало бы столь разрушительных последствий, но экстремальные климатические колебания сделали условия невыносимыми для большинства живых существ."

Александр Фарнсворт, старший научный сотрудник Бристольского университета

Учёные проанализировали температурные записи, извлечённые из окаменелых зубов древних морских организмов, что позволило им выявить снижение температурных градиентов в тропических регионах. Это подтверждает, что климатические условия в тот период были не только экстремально жаркими, но и нестабильными, что привело к уничтожению экосистем как на суше, так и в океанах. Особое внимание уделяется роли Эль-Ниньо, которое тогда длилось десятилетиями, вызывая длительные засухи и наводнения.

Исследователи также объясняют, почему растения, которые должны были абсорбировать углекислый газ, погибли первыми, что усугубило кризис. Это разрушило пищевые цепи и ускорило накопление CO2 в атмосфере, что в свою очередь уничтожило многие виды, неспособные быстро адаптироваться.

Всероссийский фестиваль НАУКА 0+. Ключевые мероприятия в рамках Десятилетия науки