Почему так много говорят о нефти? И что о ней важно знать

Почему так много говорят о нефти? И что о ней важно знать

На нефтяном рынке снова волнение. В США обсуждаются новые пошлины на сырье из Канады и Мексики… Почему нефтяные новости волнуют современный мир сильнее, чем дефицит продовольствия, глобальное потепление и всевозможные успехи искусственного интеллекта? А потому что мы с вами живем в «эпоху нефти». И от этого уникального ресурса человечество зависит, пожалуй, больше чем от любого другого полезного ископаемого планеты. Итак, поговорим о нефти: о том, насколько она разная и что стоит за названиями марок и ценой этого продукта на мировом рынке.

Цивилизация нефти

Можно сказать, что нефть – это уникальный подарок природы, со сложным химическим составом и интересными свойствами, которые во многом определил облик современной цивилизации.

Одежда, обувь, бытовая техника, мебель, компьютеры, смартфоны, автомобили, самолеты, топливо для них, стройматериалы – можно перечислять бесконечно: везде в той или иной мере присутствуют нефть и продукты ее переработки. Поэтому стоимость черного золота сказывается на жизни каждого из нас и влияет не только на ценовое табло на заправке, но и на доступность многих товаров, производство которых прямо или косвенно связано с нефтью. И, несмотря на все «зеленые» инициативы, люди в ближайшей перспективе не смогут от нее отказаться и даже наоборот, сфера применения нефти постоянно расширяется.

Добыча нефти в Баку, Айзербаджан, 1909 год. Изображение: Science History Institute, Public domain, via Wikimedia Commons

Еще каких-то 150 лет назад не было рынка нефти, трубопроводов, танкеров, заводов по переработке – ничего из того, что в наши дни обеспечивает существование большей части человечества. А сегодня мы имеем более 1700 буровых установок по всему миру, огромный танкерный флот, сырьевые биржи, котировки и даже специальную Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которая определяет мировые цены и выдает квоты на добычу сырья.

Каждый день из недр земли выкачивают 80-90 миллионов баррелей нефти (1 баррель – это примерно 159 литров) – сложно даже вообразить такой объем. Но просто добыть нефть недостаточно, ее нужно еще продать и переработать. И вот тут как раз и начинается большинство трудностей современных участников нефтяного рынка: из-за торговых войн, пошлин и запретов добывающим компаниям и переработчикам непросто найти друг друга и наладить стабильную работу. Пример этого мы наблюдали на этой неделе, когда на заводах в США задумались, чем можно заменить нефть из Канады и Мексики, потому что в перспективе их ждет повышение пошлин на сырье из этих стран.

Нефтяное месторождение в Техасе, США. Изображение: formulanone/Flickr.com/CC BY-SA 2.0

Почему все так сложно?

Казалось бы, в чем проблема? На мировом рынке достаточно ресурсов и можно легко найти новых поставщиков углеводородов. Но все не так просто. Месторождений действительно много, они есть почти во всех регионах мира, но нельзя в одно мгновение перейти с одного сырья на другое, потому что нефть из канадской Альберты и нефть из американского Техаса – это не одно и то же. Именно поэтому некоторые заводы Венгрии и Словакии до сих пор работают на российской нефти: они просто не могут заменить ее.

Все дело в том, что каждое месторождение уникально и содержит сырье, которое отличается набором примесей и соотношением фракций – частей нефти, имеющих разные плотность и состав. А любое перерабатывающее производство, в свою очередь, привязано к определенному типу природного сырья. Разброс химических и физических параметров послужил основой для выделения маркерных сортов или марок нефти, которые позволяют ориентироваться в многообразии черного золота.

Нефтедобыча в Татарстане. Изображение: ПАО Татнефть

Марки нефти

Как правило, идентичная по составу нефть из одного региона получает свою марку, которая используется на торгах на мировом сырьевом рынке. От природного состава сырой нефти зависит, как долго ее придется очищать и перерабатывать и какие продукты из нее получатся на выходе, ценные или не очень. Все это в итоге влияет на стоимость на бирже. Чтобы не запутаться в многообразии физико-химических свойств, выделим лишь те из них, которые фигурируют в описании марок нефти. Это в первую очередь плотность сырья, а также содержание в нем серы.

  • Плотность нефти

Нефть – это не однородная жидкость с конкретной химической формулой, а смесь различных углеводородов, а также некоторого количества серы, солей, воды. Соотношение этих компонентов определяет плотность нефти и ее фракционный состав – то есть те части, которые можно выделить из нее в процессе перегонки. Легкие фракции дают нам бензин, средние служат источником керосина и дизельного топлива, а из тяжелых получают мазут и гудрон. Более ценной считается нефть, в которой преобладают легкие фракции, то есть нефть с меньшей плотностью, из которой можно получить больше востребованного на рынке продукта – топлива для автотранспорта и авиации. Нефть с большей плотностью, где велика доля тяжелых фракций, принесет в результате переработки больше гудрона и мазута. Эти продукты, конечно, тоже не пропадают, их используют и как топливо, и в нефтехимии, и в качестве строительных материалов, но цена на них, как правило, ниже.

Шкала API. Изображение: kimray.com

Для характеристики марок нефти принято оценивать ее плотность в градусах по шкале API (The American Petroleum Institute – Американский институт нефти). Эта величина показывает соотношение плотности нефти и воды при температуре 15,6 °C: получается, чем выше плотность нефти в градусах API, тем она на самом деле легче и ценнее. Немного непривычно, но можно сориентироваться на примерах. Нефть марки Brent, считающаяся мировым эталоном, имеет плотность 38-40 ° API, российская Siberian Light, чуть более плотная, около 35-36 градусов по шкале API, а вот мексиканская Maya значительно тяжелее – уже 21,8 ° API.

Многие месторождения нефти, которые разрабатывает Венесуэла, имеют показатели плотности от 11 до 20 градусов API – такая нефть считается очень тяжелой и невысоко ценится на мировом рынке. Но и на такое сырье находится покупатель: любую нефть можно переработать, нужно лишь подобрать подходящие технологии. А иногда спрос на такую тяжелую нефть даже выше, чем на легкую, например, когда на рынке требуется больше дизельного топлива, чем бензина.

Нефтяная скважина на Южно-Приобском месторождении, Ханты-Мансийский автономный округ. Изображение: «Газпромнефть-Хантос»
  • Сернистость нефти

Здесь все проще: наличие серы, которая в том или ином количестве присутствует в любой нефти, указывается в процентах от общей массы. Чем выше содержание серы в природном сырье, тем хуже, так как приходится очищать от нее конечный продукт, где она совершенно не нужна. По этой причине процентное содержание серы важно для переработчиков, и этот параметр всегда указывается в характеристиках марки нефти. Ценные малосернистые марки, такие как Brent и Siberian Light, имеют в своем составе менее 1 % этой примеси, канадская тяжелая нефть содержит 2,0-3,7 % серы, а в некоторых марках венесуэльской нефти ее от 2,5 до 5,7 %, что в итоге приводит к дополнительным затратам при переработке и снижает цену на мировом рынке. Содержание серы в российской марке Urals в пределах 1,2-1,35%. Кстати, эта экспортная нефть не добывается на каком-то конкретном месторождении, а получается при смешивании двух очень разных по составу видов сырья. Легкая, с низким содержанием серы нефть из Западной Сибири, преимущественно добываемая на территории Ханты-Мансийского автономного округа (марка Siberian Light), смешивается в одном трубопроводе «Дружба» с углеводородами из Волго-Уральского нефтегазоносного бассейна, с большей плотностью и сернистостью. В итоге получается средний вариант, который под маркой Urals идет на экспорт. Разные марки нефти смешивают и в других странах, например, переработчики США практикуют такой способ, когда нет нужного объема тяжелой нефти, ее немного разбавляют легкой для выработки топлива из более плотных фракций.

Ведущие страны-экспортеры поставляют на мировой рынок очень разное сырье. И для того чтобы убедиться в этом, мы приведем параметры некоторых известных марок нефти.

Нефтеперерабатывающие заводы

Помимо серы, в нефти встречаются соли, а иногда и вода, от которых природное сырье тоже приходится очищать. Все это потребовало создания огромных и сложных с точки зрения технологии предприятий, а также отдельной науки, которая занимается в том числе и вопросами переработки нефти – нефтехимии. Современный нефтеперерабатывающий комплекс – это целая вселенная, результат совместных усилий химиков, физиков и инженеров.

Предприятия с глубокой переработкой позволяют получить дизельное и авиационное топливо, бензин, лигроин, мазут, масла, парафин, нефтяной кокс, газовый конденсат и еще множество полезных продуктов – около 500 наименований. У каждого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) своя специализация и определенная сырьевая база: такие предприятия, как правило, строят с учетом имеющихся рядом месторождений. Например, крупнейший в России Омский НПЗ с технологией полной переработки нефти работает на легкой нефти из Западной Сибири (марка Siberian Light), а предприятие «ТАНЭКО» в Татарстане в качестве сырья использует высокосернистую нефть Волго-Уральского бассейна. Есть и такие заводы, которые работают на смеси двух этих типов нефти, например, Рязанский НПЗ или предприятие «Киришинефтеоргсинтез» в Ленинградской области.

Омский нефтеперерабатывающий завод. Изображение: Neftehim, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Парадоксы нефтяного рынка

Конечно, самый удобный вариант – это когда места добычи нефти и связанные с ними НПЗ находятся в одной стране. Ну а тем государствам, которые не имеют своих ресурсов или их не хватает для закрытия всех потребностей экономики, как это можно наблюдать на примерах США и Китая, приходится импортировать нефть.

В таких случаях рационально использовать ближайшее к НПЗ месторождение ресурсов, так как цена доставки тоже влияет на стоимость конечного продукта. Но в современном мире не все подчиняется здравому смыслу, и переработчикам нефти иногда приходится поступать не совсем логично и везти сырье с другого конца планеты. По этой причине, например, Япония импортирует около 90 % перерабатываемой нефти из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, а не с соседнего Сахалина, где, кстати, нефть даже лучшего качества. А владельцы НПЗ в США вынуждены искать по всему миру, где бы закупить тяжелую нефть – возможно, в Бразилии или Ираке, в то время как у них под носом есть подходящие по параметрам канадские, мексиканские и венесуэльские сорта. Но с этим ничего нельзя поделать: так устроена современная мировая экономика, а роль нефти в ней настолько велика, что это сделало ее инструментом манипуляций.

Ольга Фролова

Изображение на обложке: Freepik

Арктический аксессуар. Эти "солнцезащитные" очки использовали представители древнего народа туле
Семь лет до "часа Х". КНР создает группу "планетарной защиты", чтобы защитить планету от метеоритов