Российские

Российские ученые редактируют геном винограда. Новая технология защитит популярные сорта от болезней

Российские ученые разработали первый в мире подход, который позволяет редактировать геном популярных сортов черного винограда, таких как Мерло. Этот инновационный метод даст возможность защитить растения от мучнистой росы — опасного грибкового заболевания, которое угрожает виноградникам. О разработке сообщили в пресс-службе Университета "Сириус".

Мучнистая роса, предположительно завезенная из Северной Америки, представляет серьёзную угрозу для европейских сортов винограда, которые не были адаптированы к этой инфекции. Применяя методику геномного редактирования CRISPR/Cas, учёные Университета "Сириус" смогли разработать технологию, которая позволяет редактировать геном винограда и повышать его устойчивость к болезням.

"Мы создали метод редактирования высокометаболитных сортов винограда, что ускорит создание растений, стойких к мучнистой росе."

Анастасия Физикова, старший научный сотрудник Университета "Сириус"

Ранее существующие методы редактирования генома винограда были успешны лишь для ограниченного числа сортов, таких как белый виноград Шардоне. Однако российские ученые нашли способ повысить эффективность CRISPR/Cas при работе с растениями. Одним из ключевых факторов успеха стало добавление хитозана — вещества, стимулирующего иммунитет клеток. Это повышает вероятность успешного редактирования ДНК и выживания клеток.

Хитозан активирует клеточную иммунную систему винограда, снижая производство антиоксидантов, таких как ресвератрол, которые защищают ДНК от внешних воздействий. Это открытие позволило преодолеть сложности, связанные с редактированием генома черного винограда, и стало важным шагом к созданию сортов, устойчивых к грибковым инфекциям.

"Мы смогли подавить работу гена MLO7, который способствует развитию мучнистой росы в сортах Мерло."

Анастасия Физикова, старший научный сотрудник Университета "Сириус"

В дальнейшем ученые надеются на успешное создание новых вариаций сортов черного винограда, которые будут обладать высокой стойкостью к мучнистой росе и другим заболеваниям, что открывает новые перспективы для виноделия и защиты сельскохозяйственных культур.

Источник: пресс-служба Университета "Сириус".

Источник фото: Freepik