Что заставляет одних членов общества постоянно искать контакты, а других — оставаться в стороне? На этот вопрос учёные искали ответ не у людей, а у медоносных пчёл. И результаты оказались настолько неожиданными, что способны изменить наше понимание происхождения самой идеи общества.
Исследователи из Иллинойсского университета проследили за жизнью трёх колоний медоносных пчёл. Каждому насекомому прикрепили крошечный штрихкод и наблюдали за их повседневным взаимодействием. Сотни тысяч контактов, фиксируемых в ульях со стеклянными стенками, позволили построить полную «карту общения» насекомых.
Затем учёные провели полногеномное секвенирование 357 пчёл и нашли 18 вариантов генов, связанных с особым видом социального поведения — обменом питательной жидкостью, или трофаллаксисом. Наибольший интерес вызвали гены neuroligin-2 и nmdar2, ранее связывавшиеся с особенностями социальных расстройств у людей. Более того, транскриптомный анализ мозга показал: чем активнее пчела взаимодействует с другими, тем сильнее работают сотни генов.
«Центральной особенностью всех обществ является то, что члены группы часто взаимодействуют друг с другом, но их склонность к этому различна. Сочетая автоматизированный мониторинг, секвенирование ДНК и транскриптомику мозга, мы выявили эволюционно консервативные основы общительности, присущие различным видам».
– Иэн Траниелло, автор исследования
Эти данные указывают, что фундаментальные «строительные блоки» социальности возникли задолго до появления как пчёл, так и человека — более 600 миллионов лет назад. Несмотря на колоссальные различия между насекомыми и людьми, их объединяет общий генетический язык общения.
Источник: журнал PLOS Biology


