Мозг

Мозг человека – исключение. Новое исследование изменяет взгляд на эволюцию

Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Ecology and Evolution, показало, что самые крупные животные не имеют пропорционально большого мозга. Ученые из Университета Рединга и Даремского университета собрали данные о размерах мозга и тела около 1500 видов животных, чтобы прояснить эволюцию размера мозга.

Традиционно считалось, что размер мозга увеличивается пропорционально размеру тела. Однако новое исследование опровергло эту гипотезу, показав, что у самых крупных животных мозг меньше, чем ожидалось.

«Более века ученые полагали, что эта зависимость линейна – то есть размер мозга становится пропорционально больше, чем крупнее животное. Теперь мы знаем, что это не так,»

• Крис Вендитти, профессор Университета Рединга

Ученые обнаружили, что у большинства млекопитающих существует простая связь между размером мозга и тела, но некоторые виды, включая Homo sapiens, нарушают эту закономерность. Люди эволюционировали более чем в 20 раз быстрее, чем остальные млекопитающие, что привело к появлению большого мозга.

Другие группы млекопитающих, такие как приматы, грызуны и хищники, также продемонстрировали значительные изменения в размерах мозга. Например, летучие мыши сначала уменьшили размер своего мозга, чтобы приспособиться к полету, но затем их мозг изменялся медленными темпами, показывая возможные эволюционные ограничения.

«Наши результаты помогают разрешить загадочную сложность в соотношении массы мозга и тела. Эта модель отличается простотой, что означает, что ранее сложные объяснения больше не нужны,»

• Роб Бартон, профессор Даремского университета

Исследование также выявило, что у самых крупных животных существует некий «потолок», мешающий мозгу становиться слишком большим. Это может быть связано с тем, что поддержание большого мозга требует значительных энергетических затрат.

Доктор Джоанна Бейкер, соавтор исследования, отметила, что наблюдаемая закономерность присутствует не только у млекопитающих, но и у птиц. Это указывает на общую биологическую тенденцию среди животных.

Инновации в имплантологии. Новое покрытие для магниевых сплавов улучшает протезирование костей