Карта

Карта биологического возраста. Исследование ускоренного старения в мире и его причин

Учёные Института биологии старения ННГУ им. Н.И. Лобачевского разработали каталог данных, который позволяет оценивать биологический возраст на основе метилирования ДНК. Исследование охватило более 23 тысяч человек из 25 стран мира, что дало возможность учитывать влияние различных региональных и социальных факторов на скорость старения.

Одним из ключевых достижений стало создание «карты мира» для оценки биологического возраста. Этот инструмент может стать основой для предсказания возрастных заболеваний и помощи в управлении процессом старения. Основой карты стали данные метилирования ДНК, которые позволяют разрабатывать новые эпигенетические часы – биомаркеры, измеряющие возраст тканей и организма в целом.

«Каталог поможет учёным и врачам предсказывать риск развития возрастзависимых заболеваний и управлять процессами старения»

Игорь Юсипов, научный сотрудник лаборатории системной медицины здорового старения, ННГУ

Учёные уже протестировали полученные данные на 12 моделях эпигенетических часов и выявили, что жители некоторых регионов стареют быстрее остальных. Например, в Конго это связано с низким уровнем жизни, тогда как в Австралии причиной ускоренного старения является высокая распространённость агрессивного рака кожи. В то же время, исследование показало, что сторонницы здорового образа жизни в Бразилии стареют медленнее.

Отдельно было отмечено, что мужчины по всему миру стареют быстрее женщин. Этот и другие выводы стали отправной точкой для дальнейших исследований различий в скорости старения, основанных на данных эпигенетической карты.

«Проекты такого масштаба крайне важны для медицины XXI века. Особенно в странах, как Россия, где климат и этнические группы сильно различаются»

Михаил Иванченко, заместитель директора Института биологии старения, ННГУ

Работы в рамках проекта будут продолжаться, направленные на создание более точных и универсальных эпигенетических часов, что позволит улучшить диагностику и прогнозирование возрастных заболеваний. Ученые надеются, что результаты исследования станут основой для дальнейших государственных и научных программ, направленных на продление активного долголетия и улучшение качества жизни.

Проект был реализован в партнерстве с российскими и зарубежными исследовательскими институтами, а результаты опубликованы в международном журнале Ageing Research Reviews.

Информация предоставлена пресс-службой ННГУ им. Н.И. Лобачевского