Генетики

Генетики выявили ключевые регионы распространения опасного паразита. Международное исследование эхинококкоза

Исследователи из Института систематики и экологии животных СО РАН совместно с учеными из Франции и Аргентины провели масштабное исследование генетического разнообразия и зон распространения паразита Echinococcus multilocularis, который вызывает редкое, но очень опасное заболевание — альвеолярный эхинококкоз. Работа позволила выявить ключевые гаплогруппы и проследить эволюцию паразита, что открывает новые перспективы для борьбы с этим заболеванием.

Альвеолярный эхинококкоз — тяжелое заболевание, которое ежегодно поражает более 18 тысяч человек по всему миру. Болезнь развивается медленно, с первыми симптомами проявляющимися через 5-15 лет после заражения. Без своевременного лечения она прогрессирует и приводит к летальному исходу. Возбудителем заболевания является личинка ленточного червя Echinococcus multilocularis, который поражает прежде всего печень, но также может поражать легкие, мозг и кости. Основные очаги заболевания находятся в Европе, России, Якутии и на Чукотке, а также в Северной Америке, где число случаев заражения растет.

«Полное прочтение геномов дало более детальную информацию о структуре и эволюции этих паразитов, что может быть полезным для разработки новых методов лечения и профилактики заболеваний.»

• Сергей Коняев, заведующий лабораторией паразитологии ИСЭЖ СО РАН

Исследование проводилось на базе образцов более ста Echinococcus multilocularis, включая материалы, взятые у пациентов во Франции и России, а также на острове Ольхон на Байкале. Эти образцы позволили ученым изучить генетическое разнообразие паразитов и построить филогенетическое дерево, отражающее эволюционные связи между различными гаплогруппами.

Взрослый паразит

Одним из ключевых выводов исследования стало подтверждение того, что различия в гаплотипах паразитов могут быть связаны с их адаптацией к разным климатическим условиям и миграцией хозяев, таких как лисицы. Например, естественная миграция лисиц привела к распространению Echinococcus multilocularis от Уральских гор до Польши и Латвии.

Важной частью работы стало исследование образцов из Франции, где количество заражений возросло в последние годы. Это может быть связано как с миграцией лисиц, так и с тем, что пациенты могли заразиться во время путешествий в другие страны. В результате анализа было выявлено 58 различных гаплотипов, что указывает на значительное генетическое разнообразие паразитов.

Эти результаты подтверждают теорию о том, что эволюция альвеококков связана с изменением климатических условий и адаптацией к новым хозяевам. Понимание этих процессов поможет разработать более эффективные методы лечения и профилактики заболевания, а также контролировать распространение паразитов в различных экосистемах.

Исследование также подчеркивает необходимость дальнейшего сбора данных и образцов для углубленного изучения эволюции и распространения Echinococcus multilocularis. Результаты работы будут использованы для разработки новых стратегий борьбы с паразитарными заболеваниями и предотвращения их распространения.

В будущем это позволит более точно определять очаги заражения и разрабатывать целевые методы лечения, что приведет к значительным успехам в борьбе с альвеолярным эхинококкозом.

Новый шаг в изучении Вселенной. Ускоритель RHIC произвел уникальные частицы антиматерии.
Лечение хронической боли. Ученые Ратгерского университета открыли способ управления рецепторами осязания