Последние генетические исследования представляют собой наиболее детальный на сегодняшний день анализ населения, создавшего Шимао, крупное укрепленное поселение, существовавшее более четырех тысячелетий назад на севере провинции Шэньси. Результаты работы китайских ученых опубликованные в журнале Nature, проливают свет на происхождение, общественную структуру и ритуальные обычаи одного из самых значимых ранних городов позднего неолита в Китае.
Шимао был заселён примерно между 4200 и 3700 годами назад и занимал площадь почти четыре квадратных километра, будучи разделённым на специализированные зоны со сложной архитектурой, элитными резиденциями и свидетельствами масштабной ритуальной деятельности. Несмотря на то, что археологи давно обратили внимание на сложную планировку города и его стратифицированное общество, оставались неразрешёнными фундаментальные вопросы о родословной его основателей и способах организации власти в развивающемся протогосударстве.
Для углублённого изучения этих вопросов междисциплинарная группа исследователей из китайского Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии более десятилетия занималась анализом древних геномов 169 индивидуумов, обнаруженных в Шимао, его окрестностях и на юге провинции Шаньси. Секвенирование 144 неродственных особей позволило им восстановить родословные, охватывающие несколько поколений, и выявить более широкие закономерности наследования в регионе.
Данные свидетельствуют о том, что основная часть строителей Шимао происходит от коренных групп, связанных с культурой Яншао, неолитической культурой, сосредоточенной на Лёссовом плато. Эта непрерывность прослеживается как минимум на протяжении тысячелетия, что указывает на то, что Шимао не возник в результате внезапной миграции или замены населения. Скорее, развитие Шимао является результатом длительного регионального роста, сопровождавшегося постоянными контактами с соседними общинами.
Исследование также обнаружило генетическое влияние из различных источников: популяций, связанных с культурой таосы на юге провинции Шаньси, групп, близких к культуре юйминь из степей, и сообществ, расположенных южнее и практиковавших раннее земледелие риса. Это свидетельствует о взаимодействии между северными земледельцами, пастухами и группами из субтропических регионов, что указывает на более широкие культурные и экономические связи, чем считалось ранее.
Одной из наиболее значительных находок исследования является понимание социальной структуры общины Шимао. Было выявлено несколько семейных линий, охватывающих до четырёх поколений, что указывает на выраженное патрилинейное и патрилокальное общество, в котором социальный статус и место жительства передавались по мужской линии. Эта закономерность также отразилась на ритуальных практиках общины.
Раскопки у Восточных ворот Шимао обнаружили около 80 человеческих черепов, одно из крупнейших подобных скоплений, известных в неолитическом Китае. В то время как ранние исследования предполагали, что среди этих жертвоприношений преобладали женщины, генетический анализ теперь подтверждает, что большинство жертв были мужчинами. Жертвоприношения женщин, с другой стороны, чаще встречались на элитных кладбищах, таких как Хуанчэнтай и Ханьцзягэдань. Такое разделение указывает на наличие в Шимао четко структурированной ритуальной системы, где пол был связан с определёнными церемониальными ролями и местами проведения.
В целом, эти новые данные представляют собой первое прямое генетическое свидетельство, позволяющее исследовать раннюю организацию политической власти в Северном Китае. Они также раскрывают взаимосвязь культурных, биологических и экономических факторов, сформировавших Шимао как один из первых крупных городских центров в Восточной Азии.
Изображение: высокое захоронение на стоянке Чжайшань (владелец гробницы и принесённый в жертву человек). Источник: Институт палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук


