Центр генетических ресурсов. В криобанке сохранят уникальные образцы

Утверждена Программа развития Национального центра генетических ресурсов сельскохозяйственных животных на 2024–2030 годы. Соответствующее распоряжение Правительства РФ опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Программа развития Национального центра генетических ресурсов сельскохозяйственных животных подготовлена по поручению Президента России Владимира Путина.

В начале этого года Указом главы государства Национальный центр генетических ресурсов сельскохозяйственных животных создан на базе Федерального исследовательского центра животноводства — ВИЖ им. академика Л.К. Эрнста (подведомственного Минобрнауки России).

Центр займется мониторингом состояния генетических ресурсов животных в их естественных ареалах и местах разведения, а также будет вести базы данных генетической и геномной информации и создавать научную инфраструктуру.

На первом этапе планируется провести инвентаризацию специализированных коллекций, существующих в научных и учебных учреждениях, но не обладающих официальным статусом. На основе этих данных будет сформирован национальный каталог уникальных образцов генетических ресурсов.

Согласно последним сведениям, в отечественных криобанках накоплено более 100 тысяч образцов семени и эмбрионов, включая породы животных, которые исчезли или находятся на грани вымирания. Примером успешной работы является проект ФИЦ животноводства имени Л.К. Эрнста по восстановлению тагильских коров. Эта порода, известная с XVIII века, насчитывает менее 100 особей. Исследователи применили замороженное семя быков и отобрали по геному чистопородных телок. В итоге получили четырех бычков. В будущем планируется создание нового банка семени.

Ключевыми задачами ученых станут пополнение каталога, разработка методов для получения, хранения и оценки образцов генетических ресурсов, а также обучение специалистов в области генетических технологий, используя современные методы, такие как полногеномное генотипирование и секвенирование. Криобанки станут основной формой сохранения генетических ресурсов.

Созданию этого документа предшествовала большая совместная работа Минобрнауки России с Минсельхозом России, Российской академией наук, а также научными организациями и университетами, в которых сформированы коллекции генетических ресурсов сельскохозяйственных животных. Реализация Программы направлена на укрепление продовольственной и технологической независимости нашей страны.

• Валерий Фальков, глава Минобрнауки РФ

Создаваемый национальный каталог позволит надолго сохранить функциональность единиц наследственности, содержащихся в образцах, что крайне необходимо для сохранения устойчивости систем сельскохозяйственного производства в будущем. Каталог будет представлять собой научно-систематизированное собрание особо ценных образцов генетических ресурсов сельскохозяйственных животных из биологических коллекций, сформированных в государственных научных и образовательных организациях.

Среди других важных задач Программы:

- инвентаризация коллекций генетических ресурсов сельскохозяйственных животных государственных научных и образовательных организаций на территории России;

- обеспечение устойчивого сохранения, развития и исследования генетических ресурсов сельскохозяйственных животных;

- разработка и усовершенствование технологии и методов хранения, документирования и комплексного изучения особо ценных образцов генетических ресурсов сельскохозяйственных животных;

- получение и структурирование данных полногеномной расшифровки генетической информации образцов генетических ресурсов сельскохозяйственных животных;

- формирование исследовательской инфраструктуры генетических ресурсов сельскохозяйственных животных;

- разработка и реализация дополнительных профессиональных программ по сохранению, изучению и использованию генетических ресурсов сельскохозяйственных животных.

Общий объем базового финансирования Программы до 2030 года составит более 1,65 млрд рублей. Эти средства предусмотрены в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Исполнителями Программы определены Федеральный исследовательский центр — ВИЖ им. Л.К. Эрнста и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», соисполнитель — Минсельхоз России.

Реализация Программы развития Национального центра создаст инфраструктурные, научно-технологические, ресурсные и интеллектуальные возможности для ускоренного развития генетических технологий в животноводстве.

• Наталия Зиновьева, директор ФИЦ ВИЖ им. Л.К. Эрнста, академик РАН