Гены против малярии. Учёные нашли способ остановить распространение болезни

Европейские молекулярные биологи совершили прорыв в изучении малярийного плазмодия, обнаружив гены, играющие ключевую роль в определении его пола. Это открытие может привести к созданию новых препаратов, способных нарушить цикл передачи малярии от человека к комарам и, возможно, замедлить распространение болезни.

Учёные из Стокгольмского университета в ходе исследований выяснили, что семейство генов ApiAP2 играет решающую роль в определении пола малярийного плазмодия, возбудителя малярии. Эти гены контролируют процесс формирования гаметоцитов — половых форм плазмодия, ответственных за передачу инфекции от заражённых людей к малярийным комарам. Открытие позволило исследователям выделить ключевые участки ДНК, которые управляют «мужскими» и «женскими» программами развития плазмодия, что открывает новые возможности для создания препаратов, препятствующих передаче болезни.

«Полученные нами экспериментальные данные позволили нам связать несколько генов из семейства ApiAP2 с процессом определения пола у плазмодия.»

Йохан Анкарклев, доцент Стокгольмского университета

Исследователи наблюдали за изменением активности генов в клетках малярийного плазмодия на стадии формирования гаметоцитов, которые существуют в двух половых формах: «женские» макрогаметоциты и «мужские» микрогаметоциты. Эти клетки сливаются в организме комара, что приводит к формированию спорозоитов — формы плазмодия, способной заражать человека. Учёные уже давно интересуются генетическими механизмами, определяющими пол гаметоцитов, и их открытие даёт важные ответы на эти вопросы.

Расшифровка геномов и анализ активности генов у тысяч недавно сформированных гаметоцитов позволили учёным выявить, что в процессе их формирования активируются гены семейства ApiAP2, которые, в свою очередь, контролируют работу других участков ДНК плазмодия. Исследователи выделили несколько ключевых генов, включая AP2-O2 и AP2-G5, которые играют важную роль в реализации «мужской» и «женской» программ развития. Эти данные могут стать основой для разработки новых стратегий борьбы с малярией, направленных на нарушение полового развития плазмодия.

«Последующее изучение этих участков ДНК плазмодия поможет создать подходы, предотвращающие формирование особей одного из двух полов, что в перспективе замедлит или остановит распространение малярии.»

Йохан Анкарклев, доцент Стокгольмского университета

Таким образом, это исследование открывает новые перспективы в борьбе с малярией, одной из самых опасных инфекций, угрожающих здоровью миллионов людей по всему миру.