Московский

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова – колыбель классического академического знания

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова — крупнейший классический университет России, один из центров отечественной науки и культуры, а также старейший университет страны. Сегодня Московский государственный университет является одним из ведущих университетов мира (входит в сотню лучших вузов мира по версии британского издания Times Higher Education), известным своими научными достижениями и высоким уровнем образования. Университет имеет несколько кампусов, включая основной кампус на Воробьёвых горах, где находится главное здание университета — знаменитая высотка МГУ.

История университета начинается в 1755 году, когда императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета. Основателем университета считается Михаил Васильевич Ломоносов, выдающийся русский учёный, поэт и просветитель XVIII века. Первоначально университет располагался в здании на Красной площади, которое было построено специально для этих целей. В 1793 году был построен новый комплекс зданий университета на Моховой улице, который ныне известен как «Старое здание МГУ». Сегодня там расположились факультет журналистики, Институт стран Азии и Африки, факультет психологии и факультет искусств.

Основная доля учебных корпусов 37 факультетов МГУ, Интеллектуальный центр – Фундаментальная библиотека, Медицинский научно-образовательный центр и Ботанический сад биологического факультета находятся на территории кампуса на Воробьевых горах.

Структура университета (факультеты и филиалы)

Фото: пресс-служба МГУ

МГУ имени М. В. Ломоносова включает в себя 30 научно-исследовательских институтов и центров, 41 факультет, более 300 кафедр и 10 филиалов, каждый из которых специализируется на определенной области знаний. Все факультеты вуза можно разделить на тематические группы.

Абитуриенты, предпочитающие специальность гуманитарного профиля, могут обратить внимание на факультеты из социально-гуманитарной группы:

• Факультет журналистики – готовит специалистов в области журналистики, медиакоммуникаций, связей с общественностью и рекламы.
  • Филологический факультет – готовит филологов, переводчиков, преподавателей русского языка и литературы, а также специалистов в области межкультурной коммуникации.
  • Исторический факультет – выпускает историков, археологов, этнографов, источниковедов и специалистов в области исторической информатики.
  • Факультет психологии – готовит психологов, специалистов в области социальной работы, конфликтологии и организационной психологии.
  • Юридический факультет – выпускники этого факультета становятся юристами, специалистами в области права, государственного управления и правоохранительной деятельности.
  • Факультет политологии – выпускники этого факультета становятся политологами, специалистами в области политической теории, сравнительной политологии и международных отношений.
  • Факультет социологии – здесь готовят социологов, специалистов в области социальной антропологии, демографии и социальной статистики.
  • Факультет философии – выпускники этого факультета становятся философами, специалистами в области истории философии, логики и методологии науки.
  • Факультет искусств – здесь готовят художников, дизайнеров, искусствоведов, специалистов в области культурологии и музейного дела.
  • Факультет глобальных процессов – готовит специалистов в области международных отношений, мировой политики, глобальной безопасности и устойчивого развития.
  • Экономический факультет – готовит экономистов, менеджеров, специалистов в области финансов, банковского дела и маркетинга.

Если ж для абитуриента королева наук – математика, ему без сомнений, ему стоит обратить внимание на факультеты точных наук:

• Факультет глобальных информационных технологий – готовит специалистов в области информационных технологий, компьютерных наук, кибербезопасности и искусственного интеллекта.
  • Механико-математический факультет – здесь обучаются математики, механики, специалисты в области компьютерных наук и информационных технологий.

С будущими биологами, химиками, физиками и теми, кого интересуют науки на стыке дисциплин, знаниям поделятся на факультетах естественных наук:

• Биологический факультет – здесь готовят биологов, биофизиков, биохимиков, генетиков, микробиологов и специалистов в области экологии и охраны окружающей среды.
  • Физический факультет – на этом факультете готовят физиков, астрономов, специалистов в области теоретической и экспериментальной физики, а также радиофизики и электроники.
  • Химический факультет – студенты получают образование в области химии, физико-химии, аналитической химии, органической химии и других смежных дисциплин.
  • Географический факультет – студенты изучают географию, картографию, геоинформационные системы, экологию и природопользование.
  • Факультет фундаментальной медицины – здесь готовят врачей, специалистов в области медицинской биохимии, молекулярной биологии и генетики.
  • Факультет космических исследований – здесь готовят специалистов в области космонавтики, астрономии, космической физики и космической инженерии.
  • Факультет почвоведения – здесь готовят почвоведов, агрономов, экологов и специалистов в области сельского хозяйства.

Это лишь некоторые из факультетов МГУ, каждый из которых предлагает широкий спектр образовательных программ и специализаций. Помимо общего сайта университета у всех факультетов есть собственные сайты, на котором можно получить массу полезной информации. С полным их списком можно ознакомиться на специализированной странице, на портале МГУ имени М.В. Ломоносова.

Чтобы стать студентом одного из престижнейших вузов России не обязательно переезжать в Москву. Филиалы МГУрасположены в различных городах страны и даже за рубежом. В России филиалы МГУ расположены в следующих городах:

• Грозный;
  • Дубна;
  • Саров;
  • Севастополь.

За рубежом филиалы МГУ находятся в следующих странах:

• Казахстан (Алматы);
  • Азербайджан (Баку);
  • Армения (Ереван);
  • Таджикистан (Душанбе);
  • Узбекистан (Ташкент);
  • Китай (Шэньчжэнь).
Фото: пресс-служба МГУ-ППИ

Особенно стоит отметить филиал МГУ в Шэньчжэне (Китай), который был открыт в 2017 году. Это совместный проект Московского государственного университета и Пекинского политехнического института (ППИ). Учебное заведение получило название МГУ-ППИ в Шэньчжэне. Обучение ведётся на русском, английском и китайском языках. Преподавательский состав состоит из российских и китайских преподавателей.

Программы дополнительного довузовского образования

Фото: пресс-служба МГУ

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова не только является альма-матер для тысяч студентов, но и активно помогает школьникам в выборе будущей профессии. Именно для этого на базе многих факультетов старейшего университета организованы «школы юных», в некоторые из которых можно поступить уже в 6–7 классе, а также иные программы дополнительного довузовского образования. Школьники могут познакомиться с будущей профессией, познать основы ключевых дисциплин и компетенций и получить первый профессиональный опыт под руководством опытных наставников. На сегодняшний день в МГУ открыты следующие программы для школьников:

• Малый мехмат (Механико-математический факультет);
  • Вечерняя математическая школа (Факультет вычислительной математики и кибернетики);
  • Компьютерные курсы для школьников (Факультет вычислительной математики и кибернетики);
  • Центр молодежного инновационного творчества «Нанотехнологии» (Физический факультет);
  • Школа «Факториал» (Физический факультет);
  • Школа юного филолога (Филологический факультет);
  • Школа юного философа (Философский факультет);
  • Школа юного религиоведа (Философский факультет);
  • Культурные среды (Философский факультет);
  • Школа будущего специалиста по связям с общественностью и рекламе (Философский факультет);
  • Школа молодого предпринимателя (Экономический факультет);
  • Экономико-математическая школа (Экономический факультет);
  • Школа юного журналиста (Факультет журналистики);
  • Медиашкола (Факультет журналистики);
  • Школа юного психолога (Факультет психологии);
  • Школа молодого востоковеда (Институт стран Азии и Африки);
  • Школы юных специалистов (Факультет иностранных языков и регионоведения);
  • Школа права (Юридический факультет);
  • Переводчик-международник: команда юниоров (Высшая школа перевода);
  • Российский образовательный телекоммуникационный проект «Экологическое Содружество» (Факультет почвоведения);
  • Школа юного политолога и конфликтолога (Факультет политологии);
  • Клуб юных политиков (Факультет мировой политики);
  • Школа юных «Землеведение» (Музей землеведения МГУ);
  • Научное общество «Исторический и методологический анализ социальных процессов» (Социологический факультет);
  • Школа юного международника (Факультет глобальных процессов);
  • Школа юного исследователя космоса (Факультет космических исследований);
  • Школа юного телевизионщика (Высшая школа телевидения);
  • Школа юного лидера (Факультет государственного управления).

Подробнее узнать о каждой из программ  можно на соответствующей странице на сайте университета.

Помимо образовательных программ для школьников в МГУ проходят летние школы для учителей. Кроме того, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, при поддержке Департамента образования и науки города Москвы, приглашает школьников, их родителей, учителей и всех желающих посетить открытые научно-популярные лекции в рамках проекта «Субботы московского школьника» - «Университетские субботы». Основная цель этих лекций - познакомить старшеклассников с различными научными направлениями и помочь им определиться с выбором дальнейшего образования. Записаться на эти мероприятия можно на сайте «МГУ-школе».

Поступление и конкурс на места

Фото: пресс-служба МГУ

МГУ имени М.В. Ломоносова всегда отличался большим количеством мест для обучения за счет государства. В 2024 году, по словам ректора вуза Виктора Садовничего, для абитуриентов было выделено более 4,2 тыс. бюджетных мест на программы специалитета и бакалавриата, а также 2,5 тыс. мест – для программ магистратуры. Это почти на 200 бюджетных мест больше, чем в прошлом году.

Однако параллельно с выделением дополнительных бюджетных мест растет и конкурс среди абитуриентов. В 2023 году наиболее высокий конкурс был на факультетах: мировой политики - 71 человек на место; высшей школе государственного аудита - 44 человека на место; государственного управления - 43 человека на место и космических исследований - 30 человек на место. Узнать ответы на самые животрепещущие вопросы абитуриенты и их родители могут на сайте центральной приемной комиссии.

Помимо общего конкурса в вузе действует квота приема для особых категорий студентов является на 10% от общего количества бюджетных мест на каждой из образовательных программ специалитета и бакалавриата. Данная квота является важной составляющей образовательной политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Получить преимущество или поступить без экзаменов в МГУ можно не только по квоте, но и добившись успехов в различных олимпиадах. В перечень интеллектуальных состязаний, дающих такую возможность вошли:

• Всероссийская олимпиада школьников;
  • Олимпиада школьников «Ломоносов»;
  • Олимпиады школьников «Высокие технологии и материалы будущего»;
  • Олимпиада школьников «Государственный аудит»;
  • Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»;
  • Олимпиада школьников «Турнир имени М.В. Ломоносова»;
  • Московская олимпиада школьников;
  • Олимпиада школьников «Робофест»;
  • Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии;
  • Московская открытая олимпиада школьников по геологии;
  • Открытый чемпионат школ по экономике;
  • Московская командная олимпиада по программированию;
  • Всероссийский турнир юных физиков;
  • Московский турнир юных биологов;
  • Биомедицинская олимпиада школьников;
  • Школьная биологическая олимпиада (ШБО);
  • Командно-личный турнир школьников «Математическое многоборье»;
  • Межрегиональный химический турнир;
  • Интернет-олимпиада для школьников по византийской и новогреческой филологии.

Об условиях поступления в университет при помощи олимпиад и о самих олимпиадах абитуриенты могут узнать на сайте.

Инфраструктура университета

Фото: пресс-служба МГУ

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова — это крупнейший вуз страны, который предоставляет своим студентам все условия для комфортного обучения и проживания.

Иногородние студенты МГУ имеют возможность проживать в общежитиях вуза. Всего в университете 7 общежитий, расположенных в разных районах Москвы:

• Дом студента (ДС, Главное здание МГУ);
  • Филиал дома студента (ФДС);
  • Дом студента на Ломоносовском (ДСЛ);
  • Дом студента на проспекте Вернадского (ДСВ);
  • Дом студента на Кравченко (ДСК);
  • Дом аспиранта и стажера (ДАС);
  • Дом студента в  Ясенево (ДСЯ).

Общежития оснащены всем необходимым для комфортного проживания, в некоторых из них есть даже прачечные и спортивные залы.

Для студентов и сотрудников университета работает поликлиника МНОЦ МГУ имени М.В.Ломоносова, которая находится на территории основного кампуса университета на Воробьевых горах.

Культурный центр МГУ — это место, где студенты могут заниматься творчеством, посещать концерты, спектакли и выставки. В университете также работают различные кружки и секции, где студенты могут заниматься спортом, танцами, музыкой и другими видами творчества.

Утечка кадров на Дальнем Востоке. Эксперты обсудили проблемы внутренней миграции на ВЭФ.
Монокристаллы и сверхпроводимость. Ученые МГУ сделали важное открытие в химии и физике.