Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга (КамГУ): кузница первооткрывателей на Дальнем Востоке

Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга (КамГУ): кузница первооткрывателей на Дальнем Востоке

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга — это уникальный образовательный центр, расположенный на самом востоке России, в Петропавловске-Камчатском. Образовательные программы вуза составлены с учётом географических особенностей региона и охватывают такие направления, как вулканология, сейсмология и геофизика. Студенты КамГУ ежегодно отправляются в экспедиции, которые дают им возможность прикоснуться к передовым научным открытиям.

История вуза

Предшественником КамГУ является Камчатский государственный педагогический институт, основанный в 1958 году. К первым занятиям, проходившим в учебном корпусе на Набережной улице, были допущены 100 студентов 15 национальностей, что отражало демографическое разнообразие региона. Первоначально в структуру вуза входило 3 факультета: физико-математический, историко-филологический и факультет начальных классов. Уже через год было организовано заочное отделение, охватывающее гуманитарные и математические направления.

В 1960-х институт переехал в здание, которое в наши дни является главным корпусом КамГУ. В вузе активно развивались образовательные программы, связанные с психологией и филологией, в том числе зарубежной. На базе нового факультета общественных профессий был открыт студенческий театр эстрадных миниатюр — СТЭМ. Его художественный руководитель, кандидат филологических наук и профессор Людмила Костюшенко, поспособствовала раскрытию множества талантов в Камчатском регионе.

На стыке 1980-х и 1990-х годов Камчатский пединститут осуществлял цифровизацию учебного процесса — почти на всех курсах студенты начали изучать дисциплины, связанные с вычислительной техникой. Открытие международных связей позволило пополнить преподавательский состав иностранными специалистами, а студенты получили возможность проходить стажировку в зарубежных странах: Англии, США, Японии и Китае.

В 2000 году произошло знаковое событие в истории вуза — он получил новый статус и был реорганизован в Камчатский государственный педагогический университет (КГПУ). Это дало стимул к развитию научных и образовательных структур. На базе вуза открывались исследовательские центры и практические базы, а также отделения, помогающие выпускникам при трудоустройстве.

В 2006 году вуз был переименован в Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга — известного мореплавателя, внёсшего значительный клад в исследование Камчатского полуострова. В современной истории КамГУ стал одним из ведущих образовательных учреждений во всём Дальневосточном федеральном округе. В настоящее время вуз готовит конкурентоспособных специалистов, поддерживающих устойчивое развитие Камчатского края и всей России.

Структура университета (факультеты и филиалы)

В Камчатском государственном университете проходят обучение порядка 1 800 студентов. Независимо от выбора 1 из 22 образовательных программ, обучающиеся находятся в тесном контакте с естественной природой, вулканами и океаном. В университете работает более 50 штатных преподавателей, абсолютное большинство которых имеют учёные степени. В структуру КамГУ входят 3 факультета.

  • Факультет естественных и технических наук — ориентирован на подготовку специалистов в областях математики, информатики, биологии, геологии и других наук о Земле. Образовательный процесс организован с акцентом на применение полученных знаний в реальных условиях. Выпускники могут продолжить обучение в магистратуре по направлению вулканологии и сейсмологии с доступом к исследовательским мощностям МГУ им. М. В. Ломоносова.
  • Факультет общественных и гуманитарных наук — готовит экономистов, юристов, управленцев, а также специалистов в сферах туризма и иностранных языков. На базе факультета организованы студенческо-профессорские объединения, позволяющие совершенствовать знания и навыки. Студенты регулярно принимают участие в региональных, всероссийских и международных научных конференциях и форумах.
  • Психолого-педагогический факультет — продолжает традиции Камчатского пединститута и внедряет инновационные методы подготовки будущих преподавателей. На факультете особое внимание уделяется развитию у студентов творческого нестандартного мышления — важного аспекта педагогической деятельности в современном мире. Выездные командные тренинги повышают интерес к образованию и формируют чувство вовлечённости в общее дело.

Программы дополнительного довузовского образования

КамГУ организует курсы для школьников, которые стремятся качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Занятия продолжительностью в 2 академических часа проводятся в очной форме, 1 раз в неделю в удобное время во второй половине дня. Углубить свои знания на курсах можно по следующим предметам школьной программы:

  • Русский язык (ЕГЭ и ОГЭ);
  • Обществознание (ЕГЭ);
  • Математика (ОГЭ).

Также в Камчатском государственном университете функционирует отделение среднего профессионального образования. В нём на базе 11 классов осуществляется подготовка специалистов среднего звена по профилям юриспруденции, туризма и гостеприимства. Обучение на отделении СПО даёт хорошую возможность для старта профессиональной карьеры уже на ранних этапах и дополнительное преимущество при поступлении на программы высшего образования.

Поступление и конкурс на места

Камчатский государственный университет в 2025 году предоставил более 460 бюджетных мест на обучение по программам бакалавриата, и ещё 282 человека получили возможность поступить в вуз на платной основе. Кроме того, из собственных средств КамГУ профинансировал дополнительные места по приоритетным направлениям, среди которых математика, вулканология, биоразнообразие и этнолингвистика.

Основным способом поступления в университет является успешная сдача ЕГЭ. В некоторых случаях абитуриенты имеют возможность выбора из 5 и более профильных предметов. На большинстве направлений подготовки для зачисления достаточно набрать 150 – 170 баллов по сумме ЕГЭ по 3 предметам. В последние годы в КамГУ растёт спрос на профили юриспруденции, психологии и лингвистики — в этих случаях проходной барьер возрастает до 200 – 240 баллов.

Для поступающих на платной основе Камчатский государственный университет реализует программу скидок, которые могут составлять 5 – 15% от полной стоимости обучения. Минимальная скидка предоставляется после первого года обучения студентам, у которых отсутствуют академические задолженности и оценки «удовлетворительно». Более высокие поощрения предусмотрены для следующих категорий студентов:

  • Выпускники среднего профессионального образования в КамГУ и других учебных заведениях Камчатского края;
  • Победители внутриуниверситетской олимпиады «Витус Беринг»;
  • Представители коренных малочисленных народов Севера;
  • Дети из многодетных семей;
  • Сироты и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Инфраструктура университета

Начиная с 2025/2026 учебного года, студенты Камчатского государственного университета из других регионов смогут претендовать на проживание во временном общежитии вуза, расположенном в удобной транспортной доступности от учебных корпусов. Общежитие рассчитано на проживание 35 человек и оборудовано комнатами для самоподготовки, стиральными и сушильными машинами, кухонной и обеденной зонами.

КамГУ создаёт все условия, чтобы разнообразить студенческую жизнь. Любители спорта могут записаться в одну из секций клуба «Инсайт» или центр фехтования «Артефакт». Среди клубов и объединений КамГУ есть множество научно-исследовательских групп, где студенты могут улучшить свои теоретические познания и практические навыки. Кроме того, университет организует работу 9 творческих коллективов, в числе которых:

  • 2 команды КВН;
  • 3 танцевальные студии;
  • 2 творческие мастерская;
  • Литературный клуб;
  • Студия вокала.

Иван Стефанов

Фото: КамГУ

Создано при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (ДНТ), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.

Каменный терем под Смоленском. Подземелье раскрыло тайны княжеской жизни
Аромат как документ: почему крик петуха и запах сыра приравняли к памятникам культуры