В Москве прошел VII Профессорский форум. Перед участниками выступили Дмитрий Чернышенко и Валерий Фальков

В Москве прошел VII Профессорский форум. Перед участниками выступили Дмитрий Чернышенко и Валерий Фальков

Дмитрий Чернышенко и Валерий Фальков выступили на VII Профессорском форуме «Образование, наука, семья – основы развития России».

Открывая пленарное заседание Седьмого профессорского форума «Образование, наука, семья – основы развития России» в РЭУ. им. Плеханова, участников приветствовали заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко и министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Значительную роль в реализации потенциала молодежи, развитии ее талантов, воспитании патриотичных и социально ответственных граждан играет система высшего образования, сказал Дмитрий Чернышенко.

Он подчеркнул, что сегодня университетам необходимо работать в одной связке с промышленными компаниями: «У нас уже есть хороший опыт. Вузы – участники программы «Приоритет 2030» заключили более 6 тысяч договоров с индустриальными партнёрами».

Глава Минобрнауки Валерий Фальков напомнил, что 2024 год объявлен Президентом России Годом семьи. «Именно семья формирует мировоззрение у подрастающего поколения. При этом особая роль в укреплении ценностных ориентиров молодёжи отведена педагогам. Каждый из вас не только передаёт профессиональные знания студентам, аспирантам и молодым исследователям, но выступает ещё и наставником», – сказал он.

Председатель Российского профессорского собрания, академик РАО Владислав Гриб поблагодарил Минобрнауки за поддержку. Он выразил надежду, что все материалы, выработанные накануне участниками форума в формате секций, а также на пленарном заседании, лягут в основу многих законодательных инициатив и документов правительства.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев рассказал о старте работы над «Стратегией развития образования РФ до 2040 года». Одной из рабочих групп, в которую вошли специалисты Рособрнадзора, поручено сопровождать и писать раздел данного документа, который называется «Управление качеством образования».

На особой миссии профессии наставника, ценностной значимости единого образовательного пространства, необходимого для устойчивого развития нашего общества, сосредоточили внимание в своих выступлениях президент Российской академии образования Ольга Васильева и академик, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.

Председатель Наблюдательного совета Российского профессорского собрания, вице-президент Российской академии образования Владимир Филиппов акцентировал, что Российское профессорское собрание (РПС) создавалось для того, чтобы голос профессуры был услышан властью, министерствами, правительством страны. «Когда приезжают в регионы руководители департаментов, заместители министра, важно, чтобы они встречались не только с советами ректоров. Честно говоря, ректоры не всегда могут сказать своему учредителю то, что на самом деле происходит в реализации каких-то решений. А профессура может это все откровенно сказать», – отметил он.

Отделения РПС созданы уже более, чем в 70 субъектах федерации, добавил Владимир Филиппов.

Президент Ассоциации вузов «Содействие отечественной профессуры» Сергей Степашин напомнил, что при формировании бюджета 2024 года глава государства поставил перед правительством и государством три задачи – решение социальных вопросов, оборонная безопасность и технологический прорыв. «Полагаю, что все три эти стратегических направления в полной степени являются задачами и нашей высшей школы», – отметил спикер.

В Советском Союзе было 58 юридических вузов и факультетов, в конце 90-х годов – 1300. «Сейчас их более 400, тоже многовато», – поделился Степашин.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей, президент Высшей школы экономики Александр Шохин выразил сожаление, что в слогане форума явно недостает понятия «экономика». «Я бы вставил все-таки, чтобы было: «Образование, наука, экономика, семья – основы развития России», – сказал он.

«Действительно, образование и наука, технологический прогресс, технологический суверенитет и технологическое лидерство невозможны без тесного взаимодействия науки и образования с бизнесом, с ведущими не только государственными, но и частными корпорациями. И очень важно, что во всех образовательных проектах, будь то «Приоритет 2030» или рядовые инженерные школы, ключевым моментом является взаимодействие бизнеса и образования», – отметил Шохин.

С точки зрения ректора НИУ «Высшая школа экономики» Никиты Анисимова, профессор должен чувствовать свою роль не только в аудитории, но и в государственной политике. В своем выступлении он уделил особое внимание перефокусировке приоритетов государства на новые национальные цели.

Страна пересобрала национальные проекты, появились новые приоритетные задачи. «Конечно, должны быть и обсуждения, и дискуссии. Но что очень важно: формирование семьи, молодой семьи (я неслучайно акцентирую на этом внимание) это сейчас очень серьезная задача для государства. Национальные проекты посвящены семье, семьецентричность появляется как норма поведения. Все это связано с коэффициентами рождаемости», – отметил он.

Коснувшись нового национального проекта «Кадры», который стартует с 1 января 2025 года и направлен, в частности, на эффективное трудоустройство выпускников, ректор Вышки отметил, что «профессорскому сообществу важно, чтобы за подготовкой кадров не ушел смысл образовательной деятельности университетов». «Все-таки университетская жизнь – это сложная подготовка кадров, многоуровневая, и это – влияние на будущее экономики и на уровень научно-технологического развития. Я рассчитываю, что в решениях форума это тоже будет отмечено», – выразил пожелание ректор Высшей школы экономики.

Профессорский форум проводится ежегодно по инициативе Российского профессорского собрания при поддержке Минобрнауки РФ. VII Профессорский форум проходил с 12 по 14 ноября, его тема в этом году – «Образование, наука, семья – основы развития России».

Фото: пресс-служба Российского профессорского собрания

Совместный конкурс. РНФ поддержит 52 российско-китайских научных коллектива
Новый вид. Ученые МГУ описали геккона из Ирана