04.04.202
Благодаря Интернету, соцсетям и другим средствам коммуникации мир становится все более открытым. В условиях глобализации любой народ испытывает влияние извне и поневоле начинает меняться. В первую очередь на изменения в обществе реагирует молодежь. Как же происходит трансформация ее ценностных ориентаций? Старший научный сотрудник, кандидат социологических наук Альберт АТЛАСКИРОВ из Центра социально-политических исследований Федерального научного центра «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук» анализирует все эти явления на примере своего региона. Его исследования получили поддержку в виде гранта Президента РФ для молодых ученых.
Альберт, объясните, что подразумевается под ценностными ориентациями молодежи? Есть ли разница в этом плане между Кабардино-Балкарией и другими регионами России и мира?
Ценностные ориентации — это относительно устойчивое оценочное отношение личности к совокупности материальных и духовных благ. Они организованы в систему — это определенный набор установок человека, который в зависимости от его миропонимания распределен по степени приоритетности и формирует определенную иерархию от более значимых ценностей к менее значимым.
В зависимости от социокультурных особенностей общества какие-то ценности становятся доминирующими, системообразующими, другие — менее значимыми и находятся на нижних ступенях иерархии. К примеру, в традиционных обществах системообразующими могут выступать семейные ценности. Под традиционными подразумеваются общества патриархальные, в массовом сознании которых доминируют религиозные и семейные ценности. Примером могут служить такие регионы, как Чечня и Ингушетия.
В то же время в обществах прогрессивных и экономически развитых — например, у жителей мегаполисов — Москвы, Санкт-Петербурга — высокой значимостью обладают другие ценности: свобода мысли и самовыражения, карьера, материальный достаток.
Безусловно, в системе ценностей у молодежи разных регионов имеются различия. Она основана на экономических, культурных и политических особенностях конкретного сообщества, а также на степени вовлеченности в глобализационные процессы экономической, культурной, политической интеграции.
Говоря простыми словами, глобализация — это то, что делает мир единым, одинаковым. Доступ к Интернету получают все больше и больше людей, аудитория социальных сетей увеличивается в геометрической прогрессии, локальные, самобытные культуры испытывают на себе возрастающее влияние унифицированных ценностей современного общества.
В Европе, Северной Америке и других высокоразвитых регионах мира такие процессы протекают наиболее активно. Однако их влияние уже заметно и в менее развитых традиционных обществах. Например, адыгская молодежь, особенно в городах, уделяет мало внимания изучению своего родного языка, отдавая приоритет русскому и английскому.
В России глобализационные процессы протекают неравномерно из-за существенной разницы в уровне социально-экономического развития регионов. Крупные города активнее других включены в современные глобализационные процессы. Но есть регионы, значительно отстающие от лидеров по уровню социально-экономического и технологического развития, население которых в большей степени руководствуется ценнос-тями традиционного общества. Примеры: Кабардино-Балкарс-кая Республика, Чеченская Республика, Республика Дагестан.
И как же изменяется ценностная ориентация молодежи Кабардино-Балкарии в условиях глобализации?
Можно сказать, что она находится на переломной стадии. Что я под этим подразумеваю? Несмотря на то что устои, присущие традиционным обществам, все еще важны для молодежи республики, возрастает значимость постматериальных ценностей (этот термин в последние десятилетия отражает ситуацию в западных демократиях, где молодых и обеспеченных людей все меньше интересуют сугубо материальные вопросы, а больше — проблемы гражданских свобод и экологии). Это стремление к самовыражению, свободе выбора, желание получить качественное образование и иметь мгновенный доступ к информации в любой точке мира.
Приведу конкретные примеры. Семейные основы являются системообразующими для традиционных обществ Северного Кавказа. В Кабардино-Балкарии семью как наиболее важную ценность в жизни отмечают 76,7% респондентов в возрасте от 14 до 30 лет. Это довольно много.
Вместе с тем нельзя не отметить и высокие показатели разводов, которые не характерны для традиционных обществ. В городах, где живет более «продвинутое» население, люди реже склонны в проблемных ситуациях сохранять семью. Они предпочитают развестись и жить отдельно. В сельской местности, где все еще сильны традиционные устои общества, семьи распадаются реже (рисунок 1).
При этом наблюдается следующая динамика. Если, например, в 2005 году в Кабардино-Балкарии на 5392 брака приходились 2087 разводов (38,7%), то в 2018-м уже на 3920 браков пришлось 2106 разводов (53,7%). То есть мы видим, что через 13 лет стало создаваться меньше новых семей, а количество распадающихся, наоборот, увеличилось.
Согласно анализу данных по разводам в России в целом, Кабардино-Балкарии и Ингушетии в частности трансформация семейных ценностей в регионах происходит неравномерно (рисунок 2). В Ингушетии, население которой сохранило более традиционный уклад жизни, количество разводов заметно ниже, чем в Кабардино-Балкарии. В целом семья все еще имеет определяющее значение в молодежной среде Кабардино-Балкарии, однако ее ценность, устойчивость под воздействием жизненных трудностей заметно снизились.
Еще одним примером может служить уровень религиозного сознания молодежи Кабардино-Балкарской Республики. Религиозные устои, как и семейные, — системообразующие в ценностных ориентациях традиционных обществ. В ходе социологических опросов 70-80% молодых людей отмечают, что позиционируют себя в качестве верующих людей, но только 8-9% выполняют предусмотренные религией обряды и посещают мечети, церкви. Исследования показывают, что значительная часть молодежи не отличается набожностью, а религиозные нормы служат, скорее, элементами традиций народов республики, которые передаются из одного поколения в другое.
Можно отметить существование в общественно-политическом пространстве Кабардино-Балкарии, как и в других республиках Северного Кавказа, такого явления, как «гламурный» исламизм. Молодежь, по большей части отождествляя себя с мусульманами, редко или же совсем не посещает богослужения, выполняя только те религиозные предписания, которые наиболее удобны в повседневной жизни. Внешние атрибуты набожного мусульманина (борода, соответствующая одежда), распространенные в молодежной среде, во многом являются данью моде и попыткой подражания своим кумирам, чаще всего знаменитым спортсменам (Хабиб Нурмагомедов, Билял Махов, Али Багов).
Такое вольное отношение большей части молодежи к соблюдению религиозных норм — результат продвижения в республику посредством глобализационных процессов постматериальных ценностей, пропагандирующих свободу мысли и самовыражения.
Вы считаете эти изменения, скорее, положительными или отрицательными? Есть ли какие-то тревожные тенденции?
На мой взгляд, их нельзя характеризовать как положительные или отрицательные. Это достаточно сложный, во многом субъективный момент. Для людей более консервативного мировоззрения такие трансформации кажутся негативными. Люди с более прогрессивными взглядами, наоборот, хорошо оценивают происходящие изменения. Я считаю, что это закономерные процессы исторического развития любого общества. Просто какие-то регионы России раньше подключились к современным глобализационным процессам, какие-то — позже.
Любое общество, проходящее через стадию глубинных изменений в духовной жизни, испытывает чувство тревоги. Старые ценности и идеалы теряют свою актуальность, а новые еще не воспринимаются всеми членами сообщества. Подобные ситуации могут порождать конфликты. Однако планомерные исследования происходящих трансформаций и построение работы государственных служб с учетом полученных знаний способны минимизировать негативные стороны данных процессов.
Известно, что в отличие от советского периода в наше время часть молодежи проявляет заметную активность в религиозной сфере. Изучали ли вы это явление?
Действительно, после распада СССР ислам стал набирать популярность, особенно в молодежной среде. Появились радикально настроенные молодые люди, желавшие распространения на Северном Кавказе наиболее консервативных учений ислама. Однако они являлись и являются меньшинством, и в последние годы их влияние снижается.
Я пока не занимался исследованиями деятельности мусульманских религиозных учебных заведений, но могу сказать, что в Кабардино-Балкарии совсем незначительная часть молодежи получает образование в мусульманских религиозных учебных заведениях, а попытка создания крупного исламского университета в городе Нальчик была заблокирована в 2012 году, после того как возмутилась общественность республики. Этот случай широко освещался СМИ.
Помогут ли ваши исследования в решении каких-то проблем?
Да, я считаю, что они важны для общества. Как государству эффективно работать в сфере молодежной политики, если не будет понимания того, что собой представляет молодежь России? Как руководству Кабардино-Балкарии выстраивать работу с молодыми, если не будет знаний об их проблемах, надеждах, устремлениях?
Наши исследования направлены на сбор актуальной эмпирической информации о происходящих в молодежной среде республики трансформациях ценностных ориентаций. Их анализ позволит определить наиболее проблемные зоны и повысит эффективность государственной молодежной политики. Можно выделить несколько таких зон, которые взаимосвязаны друг с другом: высокий уровень безработицы в республике, низкий уровень образования, значительный уровень коррупции, клановость, распространение экстремистской идеологии в молодежной среде.
Какие методы, материалы вы используете в своих исследованиях?
Основной метод — анкетный опрос. Объем выборки составляет 500 человек. Опрос проводится среди молодых людей обоих полов как в городе, так и на селе. В этой работе мне помогают несколько аспирантов, вместе с которыми я выезжаю в районы республики. Большое внимание мы уделяем результатам исследований, проведенных по нашей тематике в предыдущие годы, — это нужно для построения сравнительного анализа. Изучаем также статистические данные Росстата.
Я планирую продолжить изучение темы трансформации ценностных ориентаций в Кабардино-Балкарии. Также занимаюсь исследованиями проблем становления гражданского общества в республике. Обе темы перекликаются друг с другом, во многом и дополняют друг друга.
Фирюза ЯНЧИЛИНА