Прорыв

Прорыв в радиофизике. Российские ученые разработали новый детектор для синхротрона

Учёные Томского государственного университета и Института ядерной физики СО РАН разработали и протестировали первый в России координатный детектор на полупроводниках, Gintos, способный выдерживать высокие потоки энергии. Детектор будет установлен на исследовательской станции синхротрона "СКИФ".

В рамках проекта, поддержанного мегагрантом правительства РФ, учёные разработали сенсоры на основе арсенида галлия, компенсированного хромом. Эти сенсоры способны производить до 10 миллионов кадров в секунду, что позволяет изучать динамические процессы, такие как реакция материалов на импульсные нагрузки и распространение ударных волн. Сенсоры на основе арсенида галлия обладают повышенной радиационной стойкостью, что делает их эффективными при работе с высокоэнергетическим излучением.

"Gintos – это первый шаг к расширению инструментальной базы для решения более широкого спектра исследовательских задач."

Олег Толбанов, завлабораторией детекторов синхротронного излучения ТГУ

Рентгеновские детекторы играют ключевую роль в работе синхротронов. Ранее в России такие технологии были утрачены, и оборудование закупалось за границей. Создание собственного детектора Gintos стало значимым шагом к восстановлению технологий и укреплению технологического суверенитета страны. Ученые планируют разработать ещё четыре детектора для станции, запуск которой запланирован на 2025 год.

Синхротрон СКИФ — это уникальный ускоритель, где частицы движутся по кольцевой траектории почти со скоростью света. Его создание позволит России занять лидирующие позиции в области исследований с использованием синхротронного излучения, благодаря чему учёные смогут проводить эксперименты с ещё большей точностью и на более сложных объектах.

Источник фото: СКИФ