Новаторское изобретение: ученые КФУ разработали гибкий сверхпроводник на основе диборида магния

Ученые Института физики Казанского федерального университета разработали уникальную технологию создания гибкого высокотемпературного сверхпроводника на основе диборида магния. Этот материал обладает рядом преимуществ: энергоэффективное охлаждение с помощью криокулеров и интеграция в гибридные линии электропередачи с использованием сжиженного водорода.

Под руководством академика Виталия Высоцкого, в России уже была реализована концепция и демонстрация этой технологии, что позволило значительно снизить стоимость и вес по сравнению с аналогами на основе REBCO.

В связи с развитием криогенной техники в мире и достижениями в области технологий изготовления сверхпроводников все острее стоит задача энергосбережения (уход от стратегически ценного ресурса – гелия) и удешевления технологии их производства.

• Руслан Батулин, доцент кафедры общей физики, руководитель НИЛ «Квантовые симуляторы» Института физики

Разработка открывает новые перспективы в создании магнитных систем, токоограничивающих устройств, силовых кабелей, моторов, генераторов и накопителей энергии. Проект поддержан грантом Российского научного фонда, и заявка на изобретение уже отправлена в Федеральный институт промышленной собственности.

Прикладной сверхпроводимостью занимаются с 2020 года, плодотворно сотрудничая с ведущими учеными в этой области. Недавние исследования опубликованы в престижных научных журналах, таких как Superconductor Science and Technology и «Кабели и провода».

Источник: Минобрнауки РФ