Новые возможности фармакологии. Как уральские исследователи создают синтетические аналоги нуклеозидов

Исследователи из Уральского федерального университета и Института органического синтеза УрО РАН разработали новый метод получения синтетических аналогов природных нуклеозидов — молекул, которые играют важную роль в жизнедеятельности клеток. Этот метод позволяет создавать соединения с антивирусной, противоопухолевой и противовоспалительной активностью.

Синтетические аналоги нуклеозидов уже много лет используются в медицине благодаря их способности «обманывать» вирусы и раковые клетки, встраиваясь в их процессы и разрушая их жизнедеятельность. Однако классические методы синтеза таких соединений имеют свои ограничения, так как они часто производят нежелательные изомеры, требующие последующей очистки.

«Наш метод синтеза позволяет получать только нужные молекулы, что исключает образование побочных продуктов»

Константин Саватеев, доцент УрФУ

Обычно для синтеза нуклеозидов используется реакция рибозилирования пуринов, при которой, помимо целевого продукта, образуются побочные изомеры. Однако уральские ученые разработали реконструктивный метод, позволяющий избежать этой проблемы и получать «чистые» целевые молекулы без побочных изомеров. Это принципиально новый подход, который значительно упрощает процесс синтеза и повышает его эффективность.

Результаты экспериментов показали, что выход целевого продукта превышает 80%, что делает метод особенно перспективным для дальнейшего применения в фармацевтике. Новый подход открывает возможности для разработки более эффективных и безопасных препаратов для лечения различных заболеваний.

«Наш путь синтеза аналогов нуклеозидов можно сравнить с метаморфозом насекомых, где результатом сложных перестроек является полностью сформированный продукт»

Константин Саватеев, доцент УрФУ

Этот инновационный метод уже привлек внимание научного сообщества и обещает сделать важный вклад в развитие медицины, создавая новые возможности для борьбы с вирусами и раковыми клетками.

Источник: отдел научных коммуникаций УрФУ