Инновации

Инновации в фармакологии. Как стволовые клетки и ИИ меняют тестирование лекарств

Российские ученые разработали инновационный метод, сочетающий стволовые клетки и нейросетевые технологии, чтобы выявлять потенциальную кардиотоксичность лекарств до начала их клинических испытаний. Этот подход позволяет существенно ускорить процесс тестирования препаратов и снизить риски для пациентов.

Исследование, проведенное специалистами МФТИ, включает несколько этапов, на каждом из которых тестируются свойства веществ. В начале ученые выделяют стволовые клетки из крови и превращают их в кардиомиоциты — клетки сердечной мышцы. Затем в культуру этих клеток добавляют тестируемые вещества и стимулируют их электрическими импульсами. На этом этапе применяются методы оптического картирования, позволяющие отслеживать изменения в работе клеток и их ионных каналов.

Полученные данные анализируются с помощью нейросетевых алгоритмов, которые позволяют прогнозировать влияние вещества на кардиомиоциты. Результаты исследований помогают определить, может ли препарат вызывать аритмии, сбои в работе сердца или массовую гибель клеток. Таким образом, опасные вещества можно выявить задолго до начала доклинических и клинических испытаний.

"Предлагаемый метод позволяет выявить заведомо кардиотоксичные вещества до начала клинических испытаний"

Сандаара Коваленко, младший научный сотрудник МФТИ.

Ученые уже протестировали несколько препаратов на кардиотоксичность, среди которых оказались известные лекарства, такие как противоопухолевый препарат циклофосфамид и антибиотик эритромицин. Также проверена смесь ботулотоксина и новохитозоля, рассматриваемая как возможное средство для лечения постоперационных аритмий. Разработанный метод дает возможность ускорить тестирование лекарств не только в России, но и за её пределами, что в дальнейшем может повысить безопасность лечения и снизить риски для пациентов.

"Наш подход позволяет прогнозировать влияние препарата на сердце ещё до доклинических испытаний, что ускоряет и упрощает разработку безопасных лекарств"

Сандаара Коваленко, младший научный сотрудник МФТИ.

Этот инновационный метод открывает перспективы для более быстрого и безопасного тестирования новых препаратов, что особенно важно в условиях разработки сложных лекарственных средств для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.

Источник: ТАСС