Внешкольные занятия и благополучие школьников. Результаты исследования ученых НИУ ВШЭ
Исследование Института образования НИУ ВШЭ показало, как внешкольное образование влияет на субъективное благополучие детей. Ученые анализировали влияние различных внешкольных занятий и социодемографических факторов на психологическое и эмоциональное состояние школьников.
В рамках исследования были изучены данные о том, как участие в дополнительном образовании, особенно в спорте и искусстве, связано с физическим благополучием и социальным взаимодействием детей. Основные выводы показали, что занятия спортом положительно влияют на физическое здоровье и кооперацию, однако общий уровень субъективного благополучия не всегда улучшается. Исследователи полагают, что положительное влияние спорта связано с его групповым характером и развитием социально-эмоциональных навыков.
Интересно, что занятия иностранными языками способствуют снижению уровня конфликтности среди школьников, в то время как кружки художественной направленности и дополнительные занятия по школьным предметам могут повышать уровень конфликтности.
«Результаты показывают, что внешкольная деятельность не всегда положительно связана с субъективным благополучием учащихся, что ставит под сомнение традиционные представления о ее обязательном наличии в академическом контексте»,
— Мария Новикова, научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.
Исследование также выявило, что такие факторы, как пол и возраст, значительно влияют на различные компоненты благополучия. Например, девочки чаще демонстрируют более низкие показатели удовлетворенности школой и физического благополучия по сравнению с мальчиками. С возрастом учащиеся испытывают увеличивающуюся удовлетворенность школой и ее средой, а также стремление к кооперации и общее улучшение благополучия.
Социально-экономический статус семьи имеет значимую положительную взаимосвязь только со стремлением к кооперации. Проживание ребенка только с матерью отрицательно влияет на удовлетворенность школой, тогда как проживание в полной семье или с отцом связано с более высоким уровнем благополучия.
Исследователи также отметили, что проблемы с эффективностью дополнительного образования могут быть связаны с тем, что формат этих программ часто совпадает со школьной программой. Длительность занятий не имеет существенного влияния на их эффективность и благополучие учащихся.
В целом, увеличение удовлетворенности школьной средой может сопровождаться снижением положительного отношения к школе. Это может быть связано с расширением социального круга и интересов учащихся, а также стрессом от стандартизированных экзаменов. Ученики, испытывающие выгорание, часто страдают от эмоционального истощения и цинизма, что значительно влияет на их благополучие.
Исследование подчеркивает сложные и противоречивые отношения между учащимися и учебным заведением. Некоторые ученики, несмотря на критическое отношение к школе, продолжают испытывать к ней теплые чувства, что указывает на многообразие факторов, влияющих на субъективное благополучие детей.