Квалификации будущего. Как ТГУ готовит кадры по запросу рынка

Квалификации будущего. Как ТГУ готовит кадры по запросу рынка

Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский поделился опытом вуза в подготовке кадров на панельной сессии «Квалификации будущего: рынок труда и перспективные задачи подготовки кадров в условиях технологических изменений» на ПМЭФ-2024.

В условиях стремительных технологических изменений система подготовки кадров требует трансформации. Вовлечение работодателей и профессиональных сообществ становится ключевым элементом в ответе на новые вызовы. Галажинский подчеркнул, что у работодателей есть дифференцированный запрос на подготовку кадров, который требует гибкого подхода.

Динамика развития профессиональных квалификаций приобретает все большую значимость для успешного функционирования рынка труда. Быстрая реакция на меняющиеся требования работодателей к содержанию образовательных программ становится необходимой. Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков отметил, что уровень безработицы в России составляет 2,6%, а потребность в кадрах до 2030 года оценивается в 2,4 млн человек. Это требует совместной работы сферы занятости, образования и работодателей.

«Планируем, что его стержнем будет являться прогноз рынка труда. Мы понимаем, что нам надо максимально эффективно подходить к подготовке кадров, которые требуются экономике»,

Антон Котяков, министр труда и социальной защиты Российской Федерации.

Недостаток квалифицированных кадров и ускоряющиеся изменения в требованиях к квалификации работников стали главными вызовами для системы подготовки кадров. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, обучение и переподготовка кадров являются ключевыми мерами для повышения производительности труда.

Передавая слово ректору ТГУ Эдуарду Галажинскому, модератор панельной сессии Александр Шохин напомнил, что с 2023 года ТГУ и еще пять университетов участвуют в пилотном проекте по совершенствованию системы высшего образования. Галажинский рассказал, что исследования показывают, что у работодателей есть дифференцированный запрос на подготовку кадров. Он выделил три направления: подготовка специалистов к конкретным рабочим местам, ускоренный процесс обучения через микроквалификации и удлиненные циклы подготовки для сложных отраслей, таких как геномная биоинженерия.

«Пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования пытается ответить на эти запросы. ТГУ как участник „пилота“ старается найти ту основу, по которой мы можем быстро и эффективно „складывать“ образовательные программы под задачи рынка труда»,

Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета.

ТГУ вместе с Национальным агентством развития квалификаций и министерством труда и социальной защиты РФ ведет работу по «пересборке» национальной рамки квалификаций. В ТГУ уже действуют образовательные программы с вариативными квалификациями, например, на химическом факультете можно обучаться от четырех до шести лет, повышая свою квалификацию.

«Второй важный вопрос, на который мы ищем ответ: как обеспечить актуальность программ и при этом сохранить фундаментальные основы. Для этого нужно выстроить „ядро“ — базу, на которой выпускники вуза смогут быстро обучаться в течение всей жизни»,

Эдуард Галажинский, ректор Томского государственного университета.

Панельная сессия была организована Национальным советом при президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и АНО «Национальное агентство развития квалификаций».

Фото с сайта Росконгресса. Автор: Вячеслав Прокофьев

Что скрывал прометий? Свойства редкоземельного химического элемента исследовали через 80 лет после его открытия
Селекция ускорила распространение лошадей. Ученые нашли доказательства