Как социальные сети влияют на подростков. Фальшивая самопрезентация как маркер одиночества

Как социальные сети влияют на подростков. Фальшивая самопрезентация как маркер одиночества

Социальные сети стали важной частью повседневной жизни подростков и новой средой их социализации. Ограничить общение ребёнка в Интернете становится все труднее. Ученые МГУ совместно с коллегами провели исследование, целью которого было выявить значимые факторы, способствующие росту склонности подростков к фальшивой самопрезентации в Интернете.

Активное использование социальных сетей приводит к новым психологическим явлениям, таким как цифровая самопрезентация — процесс, в ходе которого подростки формируют свой образ в сети. Психологи выделяют несколько типов самопрезентации: реальное Я, идеальное Я и фальшивое Я. Фальшивое Я подразделяется на обманное, демонстративное и стремящееся произвести впечатление. Общение в Интернете стимулирует подростков к созданию нереалистичных образов.

«Фальшивая самопрезентация в сети может выступать маркером негативных эмоциональных переживаний, в том числе одиночества».

— Дмитрий Корниенко, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований

В исследовании приняли участие 432 подростка в возрасте от 13 до 18 лет. Они ответили на вопросы о времени, проведенном в социальных сетях, степени интеграции социальных сетей в ежедневную жизнь и мотивах их использования, а также о чувстве одиночества.

Выяснилось, что фальшивая самопрезентация чаще встречается у подростков, которые проводят много времени в социальных сетях и считают виртуальную реальность неотъемлемой частью своей жизни. Чем больше времени подросток проводит в сети, тем больше он склонен к использованию новых способов самопрезентации, включая создание нереалистичного образа.

«Появление фальшивого Я подростка так же вероятно в случае, если у него высок мотив использования социальных сетей для цифровых игр… Фальшивая самопрезентация не связана с мотивом взаимодействия со знакомыми — вероятно, нереалистичный образ создается для знакомства с новыми людьми».

— Наталья Руднова, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии МГУ

Еще одним значимым фактором фальшивой самопрезентации оказалось ощущение одиночества. Подростки, чувствующие оторванность от других, часто стремятся компенсировать недостаток общения в социальных сетях, особенно если отношения с родителями негативные. Профессор Жонфанг Фу из Пекинского университета поделилась аналогичными результатами: негативное отношение родителей усиливает признаки депрессии у дочерей и склонность к саморазрушительным мыслям у сыновей.

Полученные данные подтверждают возрастные особенности самопрезентации подростков, связанные с динамичностью самооценки и потребностью примерять различные образы. Использование социальных сетей и его влияние на психологическое благополучие детей и подростков обсуждались на Четвертом Международном психологическом форуме «Ребенок в цифровом мире», организованном факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований и Российским психологическим обществом. Форум собрал более 5000 участников из более чем 60 стран.

Сторонники релокации. Больше половины россиян готовы переехать в другой город ради работы
Инновационное производство в Подольске. «Фортекс & Ко» снижает импорт