Постигая Аралсор. Российские и казахстанские ученые исследуют Северный Прикаспий

В конце августа специалисты Западно-Казахстанского университета имени М.Утемисова (Уральск) и Института степи УрО РАН (Оренбург) провели общую экспедицию в Северный Прикаспий, на озеро Аралсор — уникальное и, в силу своей удаленности от цивилизации и отсутствия пресной воды, труднодоступное место. Опыт его изу­чения — замечательный пример совместных международных исследований и научного освоения территорий планеты.
О трагической судьбе Аральского моря, практически исчезнувшего с лица Земли, знают все. Не так с Аралсором. Регион Северного Прикаспия включает Западный Казахстан, Астраханскую область, частично Калмыкию, Волгоградскую, Саратовскую и Оренбургскую области.
Это — крупнейший в мире район развития так называемой солянокупольной тектоники. Здесь около трех тысяч куполов — соляных поднятий. Внутри них или между ними образуются впадины разных размеров и очертаний. Наиболее крупные заполнились водой и стали озерами, самые известные из которых — Баскунчак и Эльтон.
Озерно-соровая впадина Аралсор (сор, или шор, — разновидность солончака, характерная для пустынь Центральной Азии) находится между двумя плоскими куполами в древнем устье реки Ащеозек (Горькая). Ее общая площадь — около 200 квадратных километров, в последние десятилетия вода заполняет ее меньше чем наполовину. И она вызывает у ученых особый интерес по многим причинам.
Так, многочисленные глубокие овраги на восточных, северных и западных берегах продолжают расти, что говорит об активной фазе движения сводового соляного поднятия.
Здесь есть разнообразная разнотравно-злаковая флора, характерная для опустыненной степи, места обитания и размножения для оригинальной фауны — млекопитающих, птиц и рептилий, а аралсорская группировка Волго-Уральской популяции сайгаков вообще аномальна.
Наконец, очертания береговой линии и извилистых впадин Аралсора на редкость красивы, поверхность озера имеет неповторимую цветовую гамму от окраски обычной водной глади до разнообразных тонких оттенков, что объясняется все время меняющимся химическим составом воды и ее минерализацией.
Все это вместе, при минимальной антропогенной нагрузке, дает возможность изучать здешнюю природу как ландшафтный эталон. Именно поэтому еще в 1977 году основателю и научному руководителю Института степи УрО РАН Александру Чибилеву, ныне академику, вице-президенту Русского географического общества, пришла идея организации Аралсорского ландшафтно-экологического стационара с участием ученых Западного Казахстана и Южного Урала как полигона для междисциплинарных исследований на стыке ландшафтоведения, геологии и геоморфологии, почвоведения и геохимии ландшафта, биогеоценологии, геоботаники, зоологии, аграрной экологии, а также других естественно-научных направлений.
И вот через много лет, в 2023-м, идея осуществилась — правда, в другом варианте: в силу сурового климата и условий проживания здесь создан экспедиционный стационар. Недавняя экспедиция — свидетельство его полноценной работы.
Ученые выявили большое разнообразие соровых впадин — от корковых солончаков до солонцовых лугов, определили их типы, сделали массу профессиональных фотографий. Установлено, что межсоровые равнинные пространства являются прекрасными пастбищными и сенокосными угодьями.
В последние пять лет наблюдается рост поголовья домашнего скота, особенно лошадей. Пресную воду они получают из скважин, копаных прудов и водоемов, созданных в присоровых балках. На всех этих угодьях с домашним скотом гармонично уживаются сайгаки. По приблизительным оценкам, численность сайгачьего поголовья, обитающего только в Аралсорском озерно-соровом районе между реками Малый Узень и Ащеозек, доходит до 150 тысяч.
Весной 2024 года ложе озера Аралсор было заполнено паводковыми водами реки Ащеозек. Однако приток воды в котловину сора быстро иссяк, и к концу августа часть поверхности превратилась в корковый солончак, а на остальной раскинулось мелководное горько-соленое озеро малинового цвета.
Исключение составило водно-тростниковое Волчье урочище на севере Аралсорской котловины, которое обводняется двумя минерализованными источниками. Урочище привлекает животных как водопой и своеобразная «лечебница» сайгаков. Здесь обитают околоводные виды птиц: пеганка, лысуха, некоторые виды куликов.
В зарослях тростника обнаружены логово волка и костные остатки сайгаков. В последние годы по инициативе ученых здесь создан Бокей-Ординский природный резерват. Аралсор стал его заповедным ядром. Сотрудники резервата, казахстанские и российские ученые продолжают изучать затерянный мир первозданной природы Северного Прикаспия.

Подготовил Андрей ПОНИЗОВКИН