Сохранение

Сохранение экосистем Соловецкого архипелага. Учёные обнаружили загрязнение воды в бухте Благополучия.

Ученые из Института водных проблем Севера и других ведущих научных центров начали исследование состояния прибрежной акватории Белого моря в районе Соловецкого архипелага. Они обнаружили, что антропогенные факторы и изменение климата оказывают негативное воздействие на экосистему бухты Благополучия.

Соловецкий архипелаг, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, — это не только уникальный природный и культурный комплекс, но и важная исследовательская площадка для изучения влияния антропогенных факторов на арктическую зону. Уже более 500 лет острова подвергаются воздействию человека: здесь ведётся судоходство, разрабатываются сенокосные угодья, а также активно ведётся туристическая и рекреационная деятельность. Последние годы количество посетителей достигает 80 тысяч человек в сезон.

«Из-за судоходства и сточных вод поселка Соловецкий в донных осадках бухты Благополучия отмечены превышения предельно допустимых концентраций тяжёлых металлов, таких как медь и кадмий».

Юлия Лукина, директор Института водных проблем Севера КарНЦ РАН

Одной из главных проблем исследователи назвали загрязнение бухты Благополучия, где накопление вредных веществ связано с медленным водообменом в вершине бухты. Вода там обогащена биогенными элементами, что способствует ухудшению экосистемы. Важно, что приливная фаза частично улучшает химический состав воды, но этого недостаточно для полного устранения негативного воздействия.

Учёные провели замеры гидрофизических, гидрохимических и гидробиологических показателей, включая содержание нефтепродуктов, фито- и зоопланктона, а также хлорофилла. Эти данные помогут создать систему мониторинга, которая позволит отслеживать изменения и прогнозировать дальнейшие последствия.

Руководитель лаборатории географии и гидрологии ИВПС КарНЦ РАН Алексей Толстиков

«Наша экспедиция выявила, что в открытой части бухты Благополучия приливы проявляются сильнее, чем в её вершине, что приводит к замедленному водообмену и накоплению загрязняющих веществ».

Алексей Толстиков, руководитель лаборатории географии и гидрологии Института водных проблем Севера КарНЦ РАН

На основе результатов летней экспедиции учёные планируют продолжить мониторинг состояния акватории Соловецких островов, что позволит оценить влияние природных и антропогенных факторов и предложить меры по сохранению экосистемы Белого моря.

Источник: служба научных коммуникаций КарНЦ РАН.

Петр Капица. Дон Кихот советской науки