Сможем ли мы летом купаться в Черном море? Как идет ликвидация последствий аварии в Керченском проливе?

Сможем ли мы летом купаться в Черном море? Как идет ликвидация последствий аварии в Керченском проливе?

С момента катастрофы в Керченском проливе прошло 2 месяца, но еще рано говорить о стабилизации обстановки: новые партии мазута каждую неделю выбрасывает на берег, а затонувший танкер, полный топлива, все еще лежит на дне. Экологи предупреждают, что весна и лето принесут новые проблемы, так как при повышении температуры воды мазут станет еще более опасным. Что же ожидает черноморские пляжи в новом сезоне и как скоро мы сможем сказать, что справились с экологической проблемой?

Состояние аварийных танкеров

Напомним, что два танкера серии «Волгонефть» попали в шторм 15 декабря 2024 года в районе Керченского пролива. Это были старые суда (1969 и 1973 годов постройки), которые перевозили мазут – суммарно около 9,2 тысяч тонн. Танкеры потерпели крушение, и в Черном море оказалось опасное топливо: по оценкам Министерства по чрезвычайным ситуациям, в воду вылилось около 3,8 тысяч тонн мазута.

«Волгонефть-239». Это судно было вынесено на мель к мысу Панагия (территория Краснодарского края), что очень упростило работы по изоляции танкера от акватории и откачке топлива. Главной проблемой стал холодный мазут: при температуре воды и воздуха в пределах +3 – +8 °C он очень густой и вязкий и, чтобы его откачать, пришлось ремонтировать паровое оборудование для прогрева топлива до +45 °C. С танкера откачали часть нефтепродуктов (около 1,5 тысячи тонн) и приступили к работам по демонтажу судна: оно уже не несет серьезной угрозы для экологии. Собственники танкера – ЗАО «Волгатранснефть» – должны утилизировать его к 31 марта 2025 года.

«Волгонефть-239» после аварии. Изображение: телеграм-канал Администрации Краснодарского края

«Волгонефть-212». Гораздо большую опасность на данный момент представляет второй танкер – «Волгонефть-212», который разломился на части и затонул в 11 километрах от берега в районе крымского мыса Такиль. Обломки судна лежат на глубине 15-20 метров, и его нужно как-то поднимать, пока мазут не начал растекаться: известно, что в день аварии на танкере было около 4,9 тысяч тонн опасного топлива, но никто не может сказать, сколько его там осталось. Владельцу танкера, ООО «Каматрансойл», предписано поднять его затонувшие части до 30 апреля, и в данный момент Министерство транспорта РФ совместно с группой ученых и технических специалистов разрабатывает проектную документацию для подъема судна. Им помогают водолазы Морспасслужбы, которые ведут детальную сьемку остатков танкера и определяют толщину металлического корпуса: необходимо выяснить, выдержит ли он подъем. Регулярные подводные обследования аварийного судна показывают, что утечек топлива пока нет. Та же самая холодная вода, которая мешала устранять причины аварии на танкере «Волгонефть-239», в данном случае работает на благо, удерживая нефтепродукт в густом состоянии и не давая ему вытекать в море.

Оба танкера перевозили мазут марки М-100: это очень плотное топливо с температурой застывания +20-25 °C. То есть пока вода не прогреется до этих значений, можно рассчитывать, что мазут будет вести себя достаточно пассивно, не начнет всплывать и не образует массовых пленок на поверхности. Но стоит поторопиться: затонувший танкер, полный топлива, – это бомба замедленного действия.

Изображение: ​​Официальный телеграм-канал Губернатора Краснодарского края

Какие участки побережья пострадали

Локализовать загрязнение на месте аварии не удалось, и теперь Черное море постепенно возвращает людям все то, что они там оставили. Первые пятна мазута достигли берега уже 17 декабря, спустя двое суток после аварии, и они продолжают появляться до сих пор, особенно после шторма. Спасатели и волонтеры непрерывно собирают загрязненный песок и сгустки нефтепродукта на берегу. И сейчас мы с вами совершим краткий экскурс по побережью от Севастополя до Абхазии, чтобы лучше понять, какие территории в каком состоянии находятся.

  • Черноморское побережье Краснодарского края, Таманский полуостров. Больше всего пострадал участок побережья от мыса Панагия, где выбросило на мель «Волгонефть-239», до пляжей Анапы. В целом со всего побережья Краснодарского края уже вывезено более 177 тысяч тонн смеси песка и нефтепродуктов. Отходы размещают на временных площадках хранения, где планируется их дальнейшая очистка.
Карта разлива мазута в Керченском проливе. Изображение: vk.com/gelendzhik_city
  • Крымский полуостров. Вихревые течения в районе Керченского пролива переместили сгустки мазута к некоторым участкам Крымского полуострова. Но здесь отмечаются небольшие по объему точечные выбросы: пострадали Керчь, районы Судака, Феодосии, Ялты, Коктебеля, Евпатории и берег на территории Севастополя. Спасатели обследовали более 500 километров береговой линии, и к началу февраля было собрано более 630 тонн загрязненного грунта. Сложнее всего очищать каменистое побережье с крупными валунами, на которые осели пятна нефтепродукта, как это случилось, например, в районе мыса Фиолент. Для таких случаев сейчас подбираются подходящие технологии.
  • Азовское побережье Краснодарского края. Часть нефтепродуктов унесло течением и в акваторию Азовского моря. Выбросы мазута были обнаружены в Славянском районе на участке побережья протяженностью 6 километров – здесь было собрано около 150 килограмм грунта, загрязненного нефтепродуктами.
  • Черноморское побережье Краснодарского края к востоку от Анапы. По официальным данным, загрязнений на участке от Новороссийска до Большого Сочи не обнаружено.
  • Черноморское побережье Абхазии. Здесь на данный момент тоже все благополучно: представители республики заявили, что на берегу этого региона не зафиксированы случаи выброса мазута, а пробы воды не показали превышений по содержанию нефтепродуктов.

Экология: качество воды и состояние фауны

Несколько дней спустя после аварии, 24 декабря 2024 года, Роспотребнадзор сообщил, что качество воды в Черном море не соответствует санитарно-химическим показателям. Но пробы рыбной продукции из черноморской акватории отклонений от нормативов ПДК на территории Краснодарского края и в Крыму не выявили. И этому есть объяснение: остывший мазут пока не активен и не успел попасть в организмы гидробионтов.

Аварийный разлив мазута сказался на состоянии птиц: подтверждена гибель около 2800 пернатых. Сильнее всех пострадали чомги, прилетевшие в район Анапы на зимовку: волонтеры отмывают их от мазута и направляют во временные приюты. Кроме пернатых, есть еще и дельфины: по данным Научно-экологического центра спасения дельфинов «Дельфа» с момента аварии зафиксировано 84 случая гибели морских млекопитающих. Но официально причина их гибели не установлена, поэтому нельзя с полной уверенностью сказать, что виноваты нефтепродукты.

Спасатели продолжают работы по мониторингу и очистке акватории: уже обследовано более 7500 кв. км, а в районе аварии было утилизировано более 25 тонн воды, содержащей нефтепродукты. Кроме того, в придонном слое работают водолазы МЧС России, которые уже собрали 1,4 тонны мазута. То, что не удается собрать механическим способом, обрабатывается безопасным сорбентом – специальным веществом с пористой структурой: в районе аварии уже применено более 7 тонн технического препарата.

Что ожидать от мазута с приходом теплого сезона

До марта в Черном море продлится сезон активных штормов. И каждый раз после того как утихнет буря, на берегу будут находить новые порции мазута. Но пока температура воздуха невысока и море не прогрелось до +20 °C, а это обычно происходит к концу мая – началу июня, мазут будет пребывать в вязком, неактивном состоянии. С приходом тепла токсичное воздействие нефтепродукта на воду и гидробионтов значительно возрастет, так как он сможет растворяться в воде и образовывать пленку на поверхности. Как предположил Михаил Трунов, ведущий специалист Краснодарского филиала Федерального центра охраны здоровья животных Россельхознадзора, с приходом теплого сезона возможна массовая гибель морских обитателей: от воздействия нефтепродуктов могут пострадать все, от крошечных водорослей до дельфинов. С ним согласны и другие специалисты, в том числе и Евгения Карпова – старший научный сотрудник Института биологии южных морей (ФИЦ ИнБЮМ) РАН, которая полагает, что произойдет сокращение численности рыб: под угрозой личинки и икра ценных промысловых видов, таких как европейский шпрот и налим, у которых сейчас идет нерест.

Новороссийск. Изображение: Pavel Neznanov/Unsplash

Экологи отмечают, что летом пленки мазута смогут мигрировать на значительные расстояния посредством черноморских течений, которые имеют очень сложную схему. Предугадать, в какой части побережья появится мазут, почти невозможно. Наиболее вероятное место выброса – это побережье Керченского пролива и Анапа: к этому располагают особенности вихревых течений в данной части Черного моря. Но научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян не исключает, что пятна мазута могут распространиться даже до Румынии, Болгарии и Турции и, конечно, их можно ожидать в районе Большого Сочи, Абхазии и Грузии.

Как быстро море справится с токсичным загрязнителем? Никто из специалистов не рискует давать прогнозы, но можно вспомнить похожую аварию с танкером «Волгонефть-139» в ноябре 2007 года. В воду в районе Керченского пролива тогда попало, по разным оценкам, от 1,3 до 3 тысяч тонн мазута. Сразу после аварии пробы воды показали превышение нормы нефтепродуктов в 30 раз, но, уже к лету 2008 года содержание загрязнителя в воде упало до 1,6 ПДК, а спустя 2 года после трагедии показатели были в норме.

Перспективы пляжного сезона

В Анапе, самом пострадавшем курортном районе, продолжают делать все возможное для очистки и защиты пляжей: от города до поселка Веселовка на берегу соорудили ров длиной более 23 километров и вал, покрытый защитной полипропиленовой сеткой. И надо сказать, это простое сооружение отлично справляется: шторм в начале февраля выкинул на побережье новые порции мазута, и они остались на сетке. Тем не менее волонтеры регулярно сообщают о новых находках мазута в глубине песка на побережье Анапы, в том числе и там, где очистка уже завершена.

Защитный вал вдоль побережья Анапы. Изображение: Оперативный штаб - Краснодарский край

Глава Минприроды РФ Александр Козлов сообщил, что песчаные пляжи будут полностью восстановлены к курортному сезону 2025 года: в рекультивации нуждаются 280 гектаров побережья, и для их спасения понадобится около 840 тысяч кубометров песка, который планируют завозить из карьеров недалеко от Анапы.

Те курортные регионы, которые беда пока обошла стороной, с надеждой смотрят в новый туристический сезон. Это район Новороссийска, Туапсе и Большого Сочи, а также соседняя Абхазия. Если операция по подъему затонувших частей танкера будет завершена до мая и пройдет без больших утечек мазута, то можно надеяться на благополучный исход. Обработка сорбентами, состав которых сейчас подбирается для разных температурных условий, справится с оставшимися пятнами в море, и можно будет говорить о безопасном отдыхе на большей части черноморского побережья.

Новороссийск. Изображение: Sasha Savicheva/Unsplash

А есть ли у аварии позитивные моменты?

Казалось бы, странный вопрос. Но самое удивительное, что на него можно дать положительный ответ.Экологическая катастрофа вызвала настоящий бум предложений по решению проблемы со стороны научно-технологических коллективов страны. Создана рабочая группа, в состав которой вошли научные сотрудники МГУ, Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина, Кубанского государственного университета, Кубанского государственного технологического университета, Сколковского института науки и технологий. Коллектив научных специалистов занимается разработкой и отбором технологий, которые помогут очистить пляжи от мазута.

Специалисты всей страны предлагают новые варианты и модернизируют уже имеющиеся разработки. Вот как сегодня выглядит мозговой штурм по проблеме удаления мазута из воды и песка.

  • Для осмотра затонувших частей танкера «Волгонефть-212» уже используют новый подводный аппарат «Херсонес», который был разработан специалистами Севастопольского государственного университета. Устройство способно работать в телеуправляемом режиме и обследовать опасные места без участия водолазов.
  • Ученые из Биологического института Томского государственного университета адаптируют технологию «Аэрощуп» для работы в условиях Черного моря: уже на следующей неделе аппарат будет доставлен в Анапу для тестирования.
«Аэрощуп». Изображение: tsu.ru
  • На пляжах Анапы и села Витязево тестируют сразу три установки для очистки загрязненного песка. Мобильная техника просеивает и очищает загрязненный грунт, а по результатам лабораторных проб будут выбраны наиболее эффективные модели для дальнейшей работы на пляжах.
  • С середины января на побережье Анапы идет проверка эффективности биобонов – специальных нейлоновых сетей с бактериями, которые создали тюменские ученые. Сейчас они работают просто как фильтры, улавливающие фрагменты мазута, а когда температура воды прогреется до +20 °C, бактерии-деструкторы, поедающие нефтепродукты, активизируются и начнут утилизировать загрязнения.
  • Биологи из Мурманского морского биологического института РАН предлагают похожий механизм с микроорганизмами, но с сетями из бурых водорослей. Растения разместят на платформе, а вместе с ними в воде будут жить специфические бактерии, питающиеся нефтепродуктами.
  • Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна представили сорбент на основе целлюлозы и карбоната кальция: препарат уже прошел проверку, и первая партия была отправлена в Анапу.
  • Химики из Московского физико-технического университета предлагают использовать свой препарат «FORMULA», который расщепляет нефтепродукты на поверхности воды. Кроме него есть также запатентованное средство «CAPSULA», при помощи которого можно отмывать загрязненные поверхности, например крупные валуны на крымском побережье, покрытые мазутной пленкой.
  • Ученые из Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина и специалисты из Института нефтехимического синтеза им. А. Топчиева РАН модифицируют ранее разработанный для Арктики реагент, который справляется с нефтепродуктами в холодной воде. Предполагается, что вещество на основе фосфолипидов и изобутанола будет бороться с мазутными пленками на поверхности.
Рабочая группа, в которую вошло около 40 ученых, представителей научно-производственных предприятий и ассоциаций, рассмотрели 84 предложения по очистке загрязненного песка и утилизации нефтепродуктов. Изображение: телеграм-канал Администрации Краснодарского края

Несомненно, ситуация в Керченском проливе благотворно повлияет на развитие экологических технологий в нашей стране, сделает их более доступными и массовыми. Что касается самой аварии, то очевидно, что устранять последствия разлива мазута нужно как можно быстрее, до прихода летнего сезона, и активно применять сорбенты и микробиологические разработки. Остается надеяться на профессионализм спасателей и научно-технических специалистов, ведь именно от них сейчас зависит благополучие Черного моря и его обитателей.

Ольга Фролова

Изображение на обложке: телеграм-канал Администрации Краснодарского края

Аромат веков. Международная группа ученых исследовала запахи мумий, хранящихся в Каирском музее
Деревянное строение. В графстве Камбрия обнаружено крупнейшее в Британии сооружение эпохи викингов