Панамский канал требует вливаний. Как климатические проблемы влияют на экономику
Представители Панамы и США продолжают обмениваться заявлениями о принадлежности Панамского канала: высокие пропускные тарифы привели к претензиям со стороны американских властей. Руководство Панамы, в чьей юрисдикции находится канал мирового значения, объясняет высокие тарифы тем, что обслуживание объекта обходится все дороже: сложнейшая система шлюзов и необходимость строительства нового водохранилища требуют регулярных денежных вливаний.
Проблем добавляет нестабильный климат в регионе: обмеление канала во время недавней засухи привело к снижению пропускной способности и колоссальным убыткам. Почему это гидротехническое сооружение имеет такую сложную систему водохранилищ, зависящую от осадков?
Американское прошлое канала
Современный Панамский канал, где он существует сейчас, начали строить в 1904 году при финансировании США и непосредственном участии инженеров из этой страны. За год до этого провинция Панама стала независимым государством, отделившись от Великой Колумбии. Это произошло при поддержке США, которые в результате смены власти получили землю и возможности для постройки столь важного для американской экономики канала. Строительство уникального с гидротехнической точки зрения сооружения завершилось в 1914 году.
Вплоть до 31 декабря 1999 года Панамский канал официально находился под контролем США и лишь последние 25 лет своей истории он принадлежит Панаме. Хотя договор о его передаче был подписан и ратифицирован сенатом США еще в 1977–1978 годах. На данный момент владеет и управляет Панамским каналом страна, в честь которой он и получил свое название. И именно Панаме приходится решать проблемы, которые с ним связаны, а их немало.
Инженерные сложности
Канал, соединяющий Карибское море Атлантики и Тихий океан имеет очень сложную инженерную систему. Перепад высот между уровнями воды на верхних и нижних участках канала достигает 26 метров, и чтобы его преодолеть, пришлось построить три системы шлюзов. Путь канала длиной почти 82 километра проходит через озера Гатун и Мирафлорес, уровень которых значительно выше, чем уровень океанов. Таким образом, суда вынуждены сначала подниматься до уровня озер, а затем спускаться до уровня океанов. Для сравнения, Суэцкий канал вообще не имеет в своем составе ни одного шлюза. Это просто канал без перепада уровня, который проходит через несколько пустынных озер и соединяет моря с одинаковым уровнем воды – Красное и Средиземное.
Кроме этого, шлюзы Панамского канала парные, что позволяет осуществлять одновременное движения судов в обе стороны. Некоторые участки требуют регулярного проведения дноуглубительных работ, чтобы по каналу могли проходить крупнотоннажные суда. Вся эта сложная с технической точки зрения система требует определенных инженерных и финансовых усилий. Но на этом трудности не заканчиваются: приходится решать вопрос с расходом пресной воды и ее нехваткой.
Проблемы с климатом и пресной водой
Работа шлюзов подразумевает водообмен между соседними камерами и природными акваториями. Но соленая вода океанов не должна попадать в пресноводную систему каналов и озер, так как это нанесет непоправимый ущерб экосистеме и сделает воду не пригодной для водоснабжения населения. Озеро Гатун является самой верхней частью канала, и именно его объем, в конечном счете, компенсирует расход воды, который тратится на функционирование шлюзов. С каналом связано искусственное озеро Алахуэла: его вода также расходуется для поддержания нужного уровня в канале. Для прохождения одного судна через Суэцкий канал требуется около 200 миллионов литров пресной воды, которая безвозвратно теряется в соленом океане. А за год через канал проходят сотни тысяч судов и это колоссальный расход пресной воды.
Предполагалось, что субэкваториальный влажный климат Панамы обеспечит поступление нужного количества воды. В среднем здесь выпадает от 2000 до 3500 мм осадков в год, и этого было достаточно, чтобы компенсировать расход воды в системе канала. Но в 2023 году из-за продолжительной засухи, в которой ученые обвинили феномен Эль-Ниньо, произошло катастрофическое падение уровня воды в озере Гатун. Это спровоцировало обмеление всей системы Панамского канала и ограничения для крупнотоннажных судов. Засуха привела к колоссальным убыткам, повышению тарифов и заставила задуматься.
Ученые и инженеры в поисках решения проблемы стали предлагать сооружение дополнительного водохранилища, из которого в период засухи можно будет брать воду. Но это весьма дорогостоящий проект.
Найдут ли ученые, инженеры и финансисты приемлемый выход из создавшейся ситуации? Или важнейший для мирового судоходства объект станет заложником сугубо политических решений? Вопрос пока открыт. Но уже сейчас на примере Панамского канала можно видеть, как климатические изменения перестраивают хозяйственную жизнь планеты и отражаются на мировой экономике.
Фото: Wikimedia