Утром 15 декабря 2024 г. перед Керченским проливом со стороны Черного моря из-за сильнейшего шторма и высоких волн произошли две аварии с танкерами «Волгонефть-212», который сел на мель и разломился пополам, и «Волгонефть-239», который в результате полученных в шторм повреждений лег в дрейф, а затем сел на мель в 80 метрах от берега за западным пирсом порта Тамань Краснодарского края. На обоих судах находилось 9200 тонн мазута.
Сотрудники ИКИ и Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН ведут мониторинг развития ситуации по данным радиолокационного зондирования с помощью спутниковой информационной системы See the Sea, разработанной и поддерживаемой ИКИ РАН.
К 21 часу местного времени (18 часов GMT) 15 декабря ветер со скоростью 16 м/с задул с северо-запада в направлении Анапы, чем объясняется перенос мазута и нефтяной пленки вдоль всего побережья от порта Тамань до пляжей Анапы. Плотность мазута (0,89 – 1 г/см3 при 20°C) примерно соответствует плотности морской воды на поверхности Черного моря зимой (1,013 – 1,015 г/см3), поэтому мазут не утонул, как предполагали многие, а сильным течением и волнением переносился на восток и юго-восток от места аварии, и уже через сутки достиг берега.
К 18–19 декабря ветер изменился на юго-западный со скоростью 13 м/с, затем на южный, что способствовало переносу нефтяного загрязнения на север и северо-восток, что видно на Рис. 1.
Ветер западных румбов, который менялся с юго-западного на северо-западный и наоборот несколько раз, как веером, разносил мазутное загрязнение вдоль всего побережья от порта Тамань до Анапы и даже Утриша, что показано на Рис. 2.
Рис. 1. Фрагмент радиолокационного изображения C-SAR Sentinel-1A, полученного 19 декабря 2024 г. в 15:28 GMT (© ESA). Метками отмечены нос и корма судна «Волгонефть-212», звездочка – положение судна «Волгонефть-239». Координаты судов предоставлены Азово-черноморским филиалом Росморпорта. Здесь видно, что в данный момент из места аварии по-прежнему вытекает мазут, который несет севернее, в район порта Тамань
Рис. 2. Фрагмент радиолокационного изображения RSM3 (RadarSat Constellation Mission – 1), полученного 19 декабря 2024 г. в 16:00 GMT (© Government of Canada), район южнее Анапы. Желтая линия оконтуривает нефтяное загрязнение. Области 001 и 002 отмечают наиболее сильные загрязнения. Загрязнения сюда принесло в самые первые дни, но данных радиолокационной съемки за 15–17 декабря нет
22 декабря ветер изменился на юго-восточный, что привело к переносу нефтяного загрязнения в сторону Крыма и загрязнению береговой зоны Керченского полуострова. К 7 утра 23 декабря направление ветра сменилось на западное, именно этим и объясняется вынос мазутного загрязнения от береговой зоны в сторону моря вдоль всего крымского берега в Керченском проливе (см. Рис. 3).
Рис. 3. Фрагмент радиолокационного изображения C-SAR Sentinel-1A, полученного 23 декабря 2024 г. в 03:49 GMT (© ESA). Метками отмечены нос и корма судна «Волгонефть-212»
Вечером 23 декабря ветер изменился на восточный, что может привести уже к загрязнению берега Крыма от Керченского пролива до Феодосийского залива. Именно на этот район следует обратить особое внимание.
Обработка и анализ радиолокационных изображений проводились в спутниковой информационной системе See the Sea, разработанной и поддерживаемой ИКИ РАН. Время на спутниковых изображениях указано GMT (местное время — +0300 GMT). Анализ провели О.Ю. Лаврова (ИКИ РАН) и А.Г. Костяной (ИО РАН), 24 декабря 2024 г.
Источник: ИКИ РАН