Лесные

Лесные вредители. Как дистанционное зондирование помогает предсказать угрозы

Российские ученые разработали уникальный метод прогнозирования вспышек лесных вредителей, который позволяет предсказать массовое размножение насекомых за два года до появления видимых повреждений деревьев. Этот подход основан на данных дистанционного зондирования Земли и позволит своевременно принимать меры для защиты лесов. Результаты исследования опубликованы в журнале Forests.

Массовое размножение насекомых-вредителей является одной из основных причин гибели лесов, особенно в северных регионах. Изменение климата усиливает этот процесс, усложняя контроль за численностью вредителей. Традиционные методы мониторинга, основанные на наземных обследованиях, часто запаздывают, так как первые признаки повреждений деревьев проявляются слишком поздно. Поэтому прогнозирование вспышек вредителей становится ключевым инструментом для минимизации ущерба лесам.

"Единственным реальным способом оценки состояния лесов на больших территориях является использование данных дистанционного зондирования со спутников."

Владислав Суховольский, ведущий научный сотрудник Института леса СО РАН

Исследования проводились на примере таких вредителей, как сибирский шелкопряд, белопятнистый усач и полиграф, в лесах Красноярского края. Новый метод позволяет учёным оценивать чувствительность деревьев к изменениям окружающей среды через параметр вегетационного индекса NDVI, связанный с температурой поверхности земли. За два года до видимых повреждений деревьев насекомыми наблюдается замедление реакции системы фотосинтеза на изменения температуры. Это изменение может служить индикатором будущего распространения вредителей.

"Мы разработали методику, которая позволяет предсказывать вспышки массового размножения вредителей до того, как повреждения деревьев станут заметны."

Владислав Суховольский, ведущий научный сотрудник Института леса СО РАН

Эта методика позволяет предсказывать распространение насекомых-вредителей на основе анализа данных дистанционного зондирования за один день работы на компьютере, что делает её высокоэффективной и экономически выгодной. Это открывает возможность для защиты лесов не только в России, но и в других регионах мира.

Исследование проводилось в сотрудничестве с учеными из Москвы и Новосибирска и поддержано Российским научным фондом. Разработка данного подхода — важный шаг в борьбе с вредителями, что позволит значительно сократить потери лесов и минимизировать экологические и экономические последствия.

Информация предоставлена Федеральным исследовательским центром «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук»