Экологический дисбаланс на Енисее. Бакланы могут уничтожить редкие виды рыб

Эксперты предупреждают о росте численности больших бакланов в Красноярском крае, что может привести к сокращению популяции ценных видов рыб в Енисее. Ученые фиксируют расширение ареала этих птиц, которые ранее встречались преимущественно на Байкале и в Туве.

По словам Владимира Емельянова, доцента кафедры охотничьего ресурсоведения и заповедного дела Сибирского федерального университета (СФУ), большие бакланы начинают заселять водохранилища по Енисею и Ангаре, а также продвигаются на север. Если в водохранилищах они питаются в основном сорными видами рыб, то на Енисее наносят ущерб популяциям таких ценных видов, как хариус, сиг и пелядь.

«Огромные колонии бакланов и расширение их среды обитания приводят к экологическому дисбалансу»

Владимир Емельянов, доцент СФУ

Численность бакланов на водохранилищах Богучанской ГЭС достигла 35 тысяч особей. Этот рост численности был выявлен в результате регулярных наблюдений, экспедиций и опросов среди местных рыбаков и охотников. Профессор Александр Савченко, заведующий кафедрой охотничьего ресурсоведения и заповедного дела СФУ, отметил, что до недавнего времени бакланы встречались в Красноярском крае лишь в единичных случаях. Впервые гнезда этих птиц были найдены в Хакасии в 2013 году.

Причиной стремительного роста популяции стали благоприятные условия на водохранилищах, где наблюдается высокое зарыбление и отсутствие естественных врагов для бакланов. Ученые подчеркивают, что для регулирования численности бакланов может потребоваться разрешение охоты на этот вид птиц. В настоящее время отстрел разрешен только в местах проживания коренных малочисленных народов.

«Резкий рост популяции бакланов был связан с благоприятными условиями на водохранилищах, где у птиц нет естественных врагов»

Александр Савченко, профессор СФУ

Большие бакланы представляют значительную угрозу для экосистемы. Они могут достигать длины до 100 см и веса около 2,8 кг, нырять на глубину до 4 м и оставаться под водой до 40 секунд. Взрослая особь съедает до 750 граммов рыбы в день, что может существенно сократить популяции рыбы в регионе. Ученые продолжат учетные работы, чтобы оценить численность вида в Центральной Сибири и предложить меры по контролю за популяцией этих птиц.

Источник: ТАСС