Art&Science:

Art&Science: выпускник Томского госуниверситета разработал одежду с экологическим посылом

Выпускник магистерской программы «Art&Science. Искусство. Дизайн. Технологии» Института искусств и культуры ТГУ Егор Хайбулин создал авторскую коллекцию одежды «FLORUM», из которой прорастают растения. Субстраты не прикреплены к одежде, они вшиты в саму ткань, что требует особого ухода за изделиями. Над коллекцией студент Томского государственного университета работал несколько лет, тщательно подбирая подходящие растения и ткань.

О создании дизайнерской коллекции «FLORUM» Егор думал с момента поступления в магистратуру. Через авторскую одежду ему хотелось показать, что человек всегда един с природой – он вместе с ней рождается, растет, стареет и умирает.

Концепция заключается в том, что с течением времени наша одежда, как и мы сами, становится частью природы. И она отражается не только в стиле, но и в деталях. Всю одежду – футболки, легкие свитеры, пиджак, платье – я сшил сам. Причем использовал исключительно натуральные материалы: хлопок, шелк, атлас и другие.

• Егор Хайбулин, дизайнер и автор коллекции, выпускник магистратуры ИИК ТГУ

Уникальная особенность коллекции – это даже не используемые ткани, а то, что на них находится. Зеленая трава – это и есть главный акцент. Растение не прикреплено нитками или клеем, рожь – а именно она используется в дизайне – растет прямо на одежде.

Это было самое трудное – подобрать и попробовать «высадить» растение на одежду. Я обратился в Биологический институт ТГУ, проконсультировался с ботаниками. Мы перебирали разные варианты – и обыкновенную газонную траву, и цветочные растения, но все-таки остановились на злаках.

• Егор Хайбулин

У дизайнера было несколько экспериментов. Так, в феврале на экспериментальные образцы «высадили» микрозелень, но она не прижилась надолго. Подобные попытки были и с колеусом, однако и здесь Егора ждал неприятный результат. Через пробы и ошибки он пришел к выводу, что стоит попробовать злаковые растения.

Субстраты ржи не вшиты в одежду, они в ней пророщены. Благодаря физическим свойствам ткани, ее способности «дышать», правильному расстоянию между семенами и соблюдению специальных правил ухода одежда на момент «высадки» семян должна быть постоянно влажной – чтобы рожь смогла пустить корни и листву. Чтобы она росла и дальше, необходимо создавать благоприятные условия: постоянно поддерживать влажность растений, следить за уровнем освещенности и добавлять жидкое удобрение.

Мне удалось прорастить субстраты, но надо было сделать так, чтобы листва продолжала расти, а корни – нет. Здесь на помощь пришел обычный картон. В платье или свитер я поместил лист картона и повесил на обыкновенные плечики для одежды. И продолжил создавать необходимые условия. Как результат – корням ржи некуда дальше расти, зато листве – есть.

• Егор Хайбулин

Сейчас в капсульной коллекции «FLORUM» Егора Хайбулина четыре разных женских образа. В ближайшее время дизайнер планирует выпустить новую линейку одежды, на которой уже будут расти не злаковые, а цветочные растения.

С одной стороны, это, конечно, так называемый «спекулятивный дизайн» – то есть попытка осмыслить сложные темы и проблемы в такой яркой, даже эпатажной форме. Речь, конечно, об экологическом сознании, о нашем отношении к природе. С другой стороны, мы смотрим, какие научные идеи могут быть применимы в конструировании и формообразовании.

• Дмитрий Галкин, научный руководитель выпускника, директор ИИК ТГУ