Преступление века: как «Джоконда» стала самой знаменитой картиной в мире
Утром 22 августа 1911 года, едва музей Лувра открыл свои двери для посетителей, художник Луи Беру поспешил в Salon Carré – «квадратный зал», чтобы приняться за копию картины «Джоконда» – одной из немногочисленных сохранившихся полотен Леонардо да Винчи…
Поздний шедевр одного из самых ярких персонажей в истории – эпатажного гения, мастера на все руки Леонардо да Винчи – «Джоконда», также известная как «Мона Лиза», сегодня является едва ли не самой узнаваемой картиной в мире. Не оттого ли, что в ней фирменное леонардовское сфумато – рассеивающийся свет, плавно переходящий в тень – было отточено до совершенства? Не благодаря ли прекрасному скалистому пейзажу на заднем плане – еще одной визитной карточке Леонардо – в детальном изображении которого художник неизменно следовал правилам перспективы, им самим же сформулированным: редуцирование размера, очертаний и цвета? Или дело в интригующем выражении лица, в пристальном взгляде и полуулыбке, с которой женщина на портрете как будто намекает своим зрителям, что знает о них нечто такое, что они предпочли бы скрыть?
На самом деле, нет. На протяжении четырех веков «Джоконда» пребывала в безвестности, пользуясь скудным вниманием отдельных ценителей и знатоков. Знаменитой ее сделал беспрецедентный случай в истории Лувра, который имел место ровно 113 лет назад.
Утром 22 августа 1911 года, едва музей Лувра открыл свои двери для посетителей, художник Луи Беру поспешил в Salon Carré – «квадратный зал», чтобы приняться за копию картины «Джоконда» – одной из немногочисленных сохранившихся полотен Леонардо да Винчи. Войдя в зал, где висело небольшое полотно с изображением молодой жены флорентийского купца, написанное в начале XVI века, Бретон к своему изумлению обнаружил, что ее нет на месте! Он тут же бросился к охраннику – тот, пожав плечами, предположил, что картину, должно быть, забрали на репрографию. Однако очень скоро пришлось признать очевидное: накануне «Джоконду» украли!
Последовал грандиозный скандал. О краже тут же напечатали в газетах. Строились всевозможные гипотезы о том, кто стоял за этим преступлением – одна невероятнее другой: обвиняли то германского кайзера Вильгельма II, то «еврейский заговор»… На халатную администрацию музея и безалаберную охрану обрушилось общественное возмущение. Требовали немедленных действий со стороны властей – в итоге в расследование пришлось вмешаться самому премьер-министру Франции. За возвращение утраченной картины Лувр назначил награду в 40 000 франков. Знаменитая парижская спецслужба Sûreté выделила шестьдесят полицейских, бросившихся на след дерзкого преступления, допросили весь Париж, криминалисты тщетно множили отпечатки пальцев. Под подозрением оказались поэт Гийом Аполлинер и сам Пабло Пикассо, ранее скопрометировавшие себя причастностью к похищению предметов искусства. Пикассо отделался допросом – Аполлинеру повезло меньше: его несколько дней держали под стражей, что, вероятно, сказалось на его психическом здоровье.
Наконец, два года спустя, в декабре 1913 года, преступление было раскрыто. Вором оказался итальянец по имени Винченцо Перуджа, какое-то время работавший в Лувре. Движимый патриотическими чувствами, он специально устроился в парижский музей, чтобы похитить шедевр своего знаменитого соотечественника и вернуть его в родную Италию: «Для меня было унизительно видеть «Джоконду» на чужбине», – так объяснил свой поступок Перуджа во время следствия. В конце рабочего дня 21 августа 1911 года Перуджа спокойно прошел в Квадратный зал, где висела «Джоконда», снял ее со стены, убрал защитное стекло и вынес ее из здания музея, спрятав под одеждой.
Его поймали 13 декарбря во Флоренции, когда он пытался продать свое сокровище одному флорентийскому антиквару – Альфредо Джери. Едва увидев картину, антиквар не сомневался, что перед ним работа кисти великого Леонардо. Он тут же позвонил в полицию и сдал вора.
Надо сказать, что приключение совсем не дорого обошлось Винченцо Перуджа: его приговорили всего к 11 месяцам заключения и досрочно освободили спустя 7 месяцев. На родине, в Италии, он снискал славу и любовь за свой патриотизм. Через несколько дней после ареста Перуджи, 19 декабря 1913 года, «Джоконду» передали в руки французского посла в Риме. Шедевр Леонардо проделал небольшое турне по итальянским музеям и 4 января 1914 года, после 28 месяцев странствий, вернулся в Лувр, где его тщательно охраняют по сей день.
Наира Кочинян