Как ходят в топис? Старейшая настольная игра хантов хранится в ТГУ

Недавно в России отмечался День этнографа — профессиональный праздник тех, кто изучает историю, быт и культуру различных этносов. Примечательно, что отмечают его летом, в период традиционных полевых практик и экспедиций. В музее истории, археологии и этнографии Сибири имени В.М.Флоринского Томского государственного университета хранится большой фонд, который во многом собран при участии этнографов-полевиков.
И среди этого собрания присутствует уникальный экспонат — древняя настольная игра сибирских хантов — топис. Она одновременно похожа и на шахматы, и на шашки. Играют фигурами животных: зайцев, птиц и лосей. Всего их в топис меньше 20, тогда как в шахматах — 32, а в шашках — 24. Есть в наборе и необычные «прорезные фигуры», напоминающие шахматные ладьи. Вырезали фигуры как из древесины, так и из рога животных.
Первые упоминания о топис относятся к началу XIX века, причем правила сильно различались у разных групп игроков, ученые до сих пор обсуждают их.
— Суть игры заключалась в борьбе охотника и зверей, — пояснил заведующий музеем истории, археологии и этнографии Сибири ТГУ Илья Коробейников. — Играли вдвоем, партии были довольно продолжительными по времени, садились за них, чтобы отдохнуть после трудового дня.
— Объяснить этимологию слова «топис» современные ханты не могут. Впервые игру упомянул под таким именем и описал Василий Флоринский, основатель музея и университета, — рассказывает Илья Коробейников.
— Топис, хранящийся в ТГУ, — единственный «возрастной» вариант в России, а Василий Маркович — первый исследователь этой игры. Ходить, согласно архивам, можно было только «охотниками» — прорезными фигурами. Задача — собрать как можно больше зверей противника.
Как считают этнографы, существовало до шести вариантов топис. Различаются они размерами игрового поля и количеством фигур — от 12 до 20. Расстановка фигур и правила приближены к сражению в шашки. Но важно подчеркнуть, что до сих пор неизвестно, как выглядела истинная игровая доска.
Традиция играть в топис жива и сегодня. В Ханты-Мансийске проводятся соревнования по этой игре, правила разработаны на базе знаний археологов и этнографов. Консультировали их в том числе сотрудники музея археологии, истории и этнографии Сибири имени В.М.Флоринского Томского государственного университета.

В зоне Златовласки. Астрономы нашли необычную ледяную планету