Исследование

Исследование бактериальных удобрений. Как микроорганизмы помогают увеличивать урожайность

Новосибирские учёные провели исследование, целью которого стало изучение влияния бактерий на рост сельскохозяйственных культур и их урожайность. Результаты показали, что применение определённых штаммов микроорганизмов может улучшить состояние почвы и повысить урожай пшеницы, гречихи и кукурузы. Эти данные были опубликованы в журналах Microbiological Research и Plants.

Рост и продуктивность сельскохозяйственных культур напрямую зависят от взаимодействия растений с микроорганизмами, живущими в почве. Микроорганизмы помогают растениям получать необходимые питательные вещества, такие как азот и фосфор, а также защищают их от вредителей. Учитывая эти факторы, специалисты рассматривают бактерии как перспективный источник для создания биоудобрений, которые могут снизить использование химических удобрений и способствовать переходу к органическому земледелию.

Команда учёных из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, совместно с коллегами из других научных учреждений, поставила задачу выявить бактерии, способные стимулировать рост растений и улучшать состояние почвы. Для этого были использованы образцы почвы, собранные в разных регионах России в рамках проекта «Атлас почвенных микроорганизмов России». Из 378 выделенных штаммов бактерий были отобраны 17, которые показали наилучшие результаты по таким характеристикам, как азотфиксация и растворение фосфатов.

"Отобранные штаммы продемонстрировали высокую эффективность в азотфиксации и защите растений от фитопатогенов."

Елена Воронина, заведующая группой молекулярной генетики ИХБФМ СО РАН

Следующим шагом стало исследование взаимодействия бактерий внутри консорциумов — групп микроорганизмов, которые могут работать вместе и усиливать воздействие друг друга. Ученые проверили, как такие группы влияют на рост растений в лабораторных условиях и в полевых испытаниях. Целью было создание консорциумов, способных стабильно работать в любых условиях, обеспечивая оптимальный результат.

Исследователи планируют использовать полученные данные для создания биоудобрений, которые могут применяться для различных типов почв и культур. Это позволит снизить затраты на производство удобрений, а также сократить использование химических средств, которые могут наносить вред экосистемам. Применение таких биопрепаратов способствует развитию более экологичных методов земледелия и повышению продуктивности сельского хозяйства.

Таким образом, исследование открывает перспективы для разработки новых биопрепаратов, которые могут значительно улучшить состояние почвы и повысить урожайность культур без использования агрессивных химических веществ.

Источник информации и фото: «Наука в Сибири».

Заседание Президиума РАН. На повестке — школьные учебники и государственные награды