Бактериальная

Бактериальная целлюлоза из сои. Прорыв в удешевлении биополимеров.

Ученые разработали метод, который позволит удешевить производство бактериальной целлюлозы, применяемой в медицине и других отраслях. Использование соевых отходов в качестве субстрата увеличивает выход продукта и снижает себестоимость, что может сделать его массовое производство более доступным.

Для промышленного производства бактериальной целлюлозы, биополимера, востребованного в медицине, необходимы большие объемы питательной среды. Исследователи протестировали альтернативные субстраты для выращивания микроорганизмов, производящих целлюлозу. Основное внимание было уделено использованию соевой патоки — побочного продукта переработки соевых бобов, который производится в больших количествах. Это позволило значительно повысить эффективность роста микроорганизмов по сравнению с традиционной средой на основе чая и сахара.

Биопленки, сформированные чайным грибом на среде с 2% соевой патокой: а — вид сбоку; б — вид сверху. Источник: Ольга Кригер

В ходе эксперимента ученые проверили пять различных питательных сред, включая сочетания соевой патоки с чаем и сахаром. Результаты показали, что на среде из соевой патоки и сахара микроорганизмы вырабатывали бактериальную целлюлозу на 57% больше, чем на традиционной среде. Это открытие может стать основой для снижения стоимости производства целлюлозы, поскольку соевая патока является доступным и дешевым сырьем.

«Наиболее перспективные результаты показали среды на основе отходов агропромышленного комплекса, таких как соевая патока, что позволит существенно снизить себестоимость производства бактериальной целлюлозы»

— Ольга Кригер, доктор технических наук, профессор факультета биотехнологий НИУ ИТМО

Помимо увеличения выхода продукта, исследователи выявили, что модифицированный вариант чайного гриба показал лучшие результаты по сравнению с природным аналогом. Лабораторная версия, включающая в себя несколько штаммов бактерий и дрожжей, способствовала значительному увеличению объемов выработки целлюлозы. Такой подход дает перспективу не только для медицины, но и для косметической и пищевой промышленности, где также востребован этот биополимер.

Таким образом, использование дешевых растительных субстратов открывает новые возможности для удешевления биотехнологий и их применения в различных отраслях.

Информация и фото предоставлены пресс-службой Российского научного фонда.

Инновации в урологии. Фьюжн-системы в чрескожных операциях на почке
Исследование экосистем парков. Как человек влияет на микробное биоразнообразие.