Простокваша от верблюдиц. Биологи нашли «чистый» штамм молочной бактерии

Ученые Томского государственного университета совместно с ФИЦ Биотехнологии РАН и МГУ им. М.В.Ломоносова занимаются поиском молочнокислых бактерий, не имеющих устойчивости к антибиотикам. Они должны стать основой для новых безопасных продуктов, которые попадут на столы россиян.
Биологам удалось выделить «чистую» лактобактерию из шубата, который называют «верблюжьей простоквашей». На ее основе в лаборатории уже изготавливается кисломолочный продукт, который можно быстро вывести на рынок.
Проект реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования.
— Очень многие производства и фермерские хозяйства используют антибактериальные препараты для предотвращения массового падежа животных, — объяснила руководитель проекта, заведующая кафедрой физиологии растений, биотехнологии и биоинформатики Биологического института ТГУ Ольга Карначук. — Распространение бактерий, обладающих устойчивостью к антибиотикам, — и российская, и общемировая проблема.
Для нас особенно опасна распространенность устойчивых к антибиотикам штаммов бактерии — возбудителя туберкулеза. Вместе с тем существует немало других инфекций, например, больничных, возбудители которых также не чувствительны к антибактериальным препаратам.
В течение двух лет биологи исследовали образцы, собранные в разных точках России. По словам участницы проекта старшего научного сотрудника ФИЦ Биотехнологии РАН Татьяны Кочетковой, ученых в первую очередь интересовали штаммы, которые присутствуют в продуктах, приготовленных не промышленными, а народными методами, поэтому образцы молочнокислых продуктов приобретались не в магазинах, а у фермеров, частников по всей России.
— «Чистые» штаммы лактобактерии мы нашли в шубате — кисломолочном продукте, произведенном из молока верблюдиц. Животные выращены в Горном Алтае, в районе Чуйского тракта, — говорит Ольга Карначук.
— Владельцы верблюдов ставят животным обязательные прививки, но не применяют никаких препаратов в процессе выращивания. Полученные штаммы с помощью молекулярно-генетических методов были проверены на резистентность к антибиотикам.
Анализ показал: это именно то, что мы так долго искали!
На один из штаммов недавно был оформлен патент. Поскольку лактобактерии являются естественной составляющей организма человека и других млекопитающих, продукты на основе этих микроорганизмов не требуют сложного процесса сертификации.

Фото из архива О.Карначук