Улитка против диабета. Как яд морского хищника может помочь в лечении гормональных расстройств.

Международная исследовательская группа под руководством ученых Университета Юты обнаружила в яде морской конусообразной улитки компонент, который имитирует человеческий гормон соматостатин. Этот токсин, названный консоматином, может открыть новые перспективы в лечении диабета и гормональных расстройств благодаря своей высокой специфичности и устойчивости в организме.

Соматостатин, гормон, который регулирует уровень сахара и различных других важных молекул в организме, действует как «тормоз» для многих физиологических процессов. Консоматин, обнаруженный в яде улитки, действует аналогичным образом, но с большей точностью и стабильностью. В отличие от соматостатина, который взаимодействует с несколькими белками, консоматин воздействует только на один, что делает его особенно перспективным для разработки новых лекарств с минимальными побочными эффектами.

«Ядовитые животные используют токсины для точного нацеливания на определенные молекулы в организме жертвы, и такая же точность может быть чрезвычайно полезной в медицине.»

• Хелена Сафави, доцент биохимии и старший автор исследования

Исследователи выяснили, что консоматин сохраняется в организме дольше, чем человеческий соматостатин, благодаря наличию необычной аминокислоты, которая затрудняет его расщепление. Это открытие может помочь в создании лекарств с длительным действием, что особенно важно для пациентов с хроническими заболеваниями, такими как диабет.

Интересно, что консоматин работает в комплексе с другим токсином, также найденным в яде улитки, который имитирует инсулин и быстро снижает уровень сахара в крови. Вместе эти токсины не только регулируют уровень глюкозы, но и препятствуют его восстановлению, что может быть использовано для создания более эффективных терапий.

Это исследование подчеркивает, как эволюция может предложить решения, которые превосходят современные медицинские разработки. Конусообразные улитки, благодаря миллионам лет эволюции, смогли создать молекулы, которые могут стать основой для новых лекарств от диабета и других гормональных расстройств.