В лесу Будонго в Уганде ученые, наблюдая за шимпанзе, обнаружили, что эти приматы не только занимаются лечением собственных повреждений, но и проявляют заботу о сородичах. Вероятно, практика оказания медицинской помощи среди шимпанзе распространена гораздо шире, чем считалось ранее, и не ограничивается только близкими родственниками.
Ученые изучили две группы шимпанзе в лесу Будонго – Сонсо и Вайбира. Примерно 40% особей в Сонсо имели травмы, полученные от охотничьих капканов.
Исследователи проводили по четыре месяца, наблюдая за каждой группой. Были идентифицированы растения, которые шимпанзе использовали для лечения себя и других. Оказалось, что некоторые из этих растений обладают химическими свойствами, способствующими заживлению ран и применяются в традиционной медицине.
Во время наблюдений исследователи зафиксировали 12 травм в группе Сонсо, все они были результатом конфликтов внутри группы. В Вайбире были ранены пять шимпанзе: одна самка пострадала от капкана, а четыре самца – в драках. Ученые заметили, что в Сонсо сородичи чаще оказывают помощь пострадавшим членам группы, чем в Вайбире.
В общей сложности исследователи задокументировали 41 случай лечения у шимпанзе: семь – по отношению к другим особям и 34 – по отношению к себе.
«Уход за ранами у шимпанзе включает в себя различные методы: непосредственное облизывание ран, которое обеспечивает антимикробное воздействие слюны; облизывание пальцев с последующим прикосновением к ране; наложение листьев; пережевывание растений и нанесение их непосредственно на раны. Все шимпанзе выздоровели, хотя мы не можем знать, что было бы, если бы они не предприняли никаких действий. Мы также зафиксировали гигиенические практики, включая очищение гениталий листьями после спаривания и использование листьев для подтирания после дефекации – действия, которые могут помочь предотвратить инфекции», – рассказала доктор Элоди Фрейманн из Оксфордского университета, которая руководила исследованием.
Среди семи случаев просоциальной помощи исследователи обнаружили четыре случая лечения ран, два случая помощи в освобождении от капканов и один случай, когда шимпанзе помогал другому с гигиеной. В четырех случаях помощь была оказана особям, не являющимся генетическими родственниками.
«Такое поведение дополняет данные других исследований о том, что шимпанзе, по-видимому, распознают нужду или страдания других и предпринимают преднамеренные действия для их облегчения, даже если нет прямого генетического преимущества», — отмечает Фрейманн.
Что побуждает шимпанзе подвергать себя опасности заражения, оказывая помощь раненому сородичу? Ученые предполагают, что причина кроется в эмпатии, свойстве, разделяемом с людьми и, вероятно, лежащем в основе целенаправленного альтруистического поведения.
Обнаружение факта, что забота о здоровье у шимпанзе распространяется за пределы близких родственников, открывает интересные перспективы для понимания эволюции медицины. Возможно ли, что подобное поведение является зачаточной формой организованных систем здравоохранения, которые впоследствии были развиты человечеством?
«Наше исследование помогает пролить свет на эволюционные корни человеческой медицины и систем здравоохранения, — пояснила Фрейманн. — Документируя, как шимпанзе идентифицируют и используют лекарственные растения и оказывают помощь другим, мы получаем представление о когнитивных и социальных основах поведения человека в сфере здравоохранения».
Несмотря на то, что авторы исследования признают определенные ограничения, связанные, в частности, с разной степенью привыкания двух изучаемых групп шимпанзе к наблюдению со стороны человека, их работа предоставляет весомые доказательства того, что истоки человеческой медицинской практики могут быть укоренены в нашем далеком эволюционном прошлом.
Изображение: scienceblog.com


