Праздничные торжества предполагают множество вкусных блюд. И когда мы отодвигаемся от стола после сытной еды, нам кажется, что больше не сможем съесть ни кусочка. Ну, разве что немножко десерта... И для него почему-то всегда найдется место.
"Японцы прекрасно передали это словом «бетсубара» , что означает «второй желудок». С анатомической точки зрения, дополнительного отделения нет, однако ощущение наличия места для сладкого достаточно распространено, чтобы заслуживать научного объяснения", — говорится в публикации издания издания The Conversation.
По мнению профессора анатомии Бристольского университета Мишель Спир, наша склонность к десерту после сытного обеда объясняется несколькими физиологическими механизмами. Мягкая и сладкая пища, в отличие от более плотной, требует минимальной механической обработки в желудке, что позволяет ему легко вместить дополнительные порции.
Сахар, в свою очередь, воздействует на мезолимбическую дофаминовую систему мозга, стимулируя пищевое поведение и временно снижая сигналы насыщения. Желудок обладает значительной эластичностью, его гладкие мышцы расслабляются, увеличивая объем без существенного повышения давления.
Легкие десерты, такие как муссы или мороженое, практически не нагружают его. Сладкое эффективно активирует "гедонистический голод", связанный с ощущением вознаграждения. Дополнительный фактор – "сенсорно-специфическое насыщение": по мере употребления пищи мозг снижает реакцию на ее вкус и текстуру, делая ее менее привлекательной. А смена вкусовых ощущений, которая происходит при переходе к десерту, вновь активирует систему вознаграждения.
Наконец, сигналы сытости, передаваемые гормонами (холецистокинин, глюкагоноподобный пептид-1, пептид YY) от кишечника к мозгу, формируются постепенно, занимая 20-40 минут. Это временное окно позволяет многим принять решение о десерте до того, как полное насыщение будет ощущено.
"Уровень таких гормонов, как холецистокинин, GLP-1 и пептид YY, повышается постепенно и обычно требуется от 20 до 40 минут, чтобы вызвать устойчивое чувство сытости. Многие люди принимают решение о десерте до того, как этот гормональный сдвиг полностью проявится, давая системе вознаграждения возможность повлиять на поведение. Рестораны, сознательно или нет, часто предлагают десерты именно в это время", — цитирует Мишель Спир The Conversation.
Изображение: фрипик


