Вооружены и опасны. Хищные грибы вешенки добывают пропитание с помощью нервнопаралитического газа

Известные нам в кулинарии вешенки — это плодовые тела гриба вида Pleurotus ostreatus (Вешенка обыкновенная). В 1980-х годах ученые выяснили, что этот гриб питается микроскопическими круглыми червями, нематодами, однако как именно те становятся грибной добычей, оставалось загадкой.

Сейчас Йень-Пин Сюэ из Национальной академии Китайской Республики Academia Sinica в Тайване и ее коллеги-ученые обнаружили у вешенок крошечные структуры, напоминающие леденец на палочке, точнее, леденец «Чупа-чупс», который лопается, когда его верхушки касается нематода. Прорываясь, грибные «Чупа-чупсы» — эти шарообразные образования называются токсоцистами — выпускают газ, который высоко токсичен для нервной системы нематод.

Исследователи установили это, вызвав тысячи случайных мутаций у гриба: мутанты, у которых отсутствовали токсоцисты, были уже не токсичны для нематоды Caenorhabditis elegans. После этого авторы открытия проанализировали содержимое токсоцист у немутантов и выяснили, что оно представляет собой летучее вещество 3-октанон. Подвергнув действию этого газа представителей четырех разных видов нематод, они увидели мощный поток ионов кальция в нервные и мышечные клетки по всему телу червя, приводивший к его быстрому параличу и гибели. Работа тайваньских ученых опубликована в Science Advances.

3-октанон — распространенное соединение, его производят не только грибы, но и растения. Но смертелен 3-октанон только для круглых червей, вешенки сами по себе не ядовиты, подчеркивает Сюэ.

Токсоцисты находятся в грибных гифах, длинных нитевидных и разветвленных структурах гриба, которые прорастают внутри гниющей древесины. После того как гриб убивает свою жертву, гифы прорастают в тело нематод и высасывают из него содержимое. Возможно, таким образом они получают жизненно необходимый азот, потому что в гниющих деревьях, на которых живут грибы, этого элемента очень мало.

Как отмечает The New York Times, нематоды — известные разрушители корней сельскохозяйственных культур, и убивающие червей природные соединения были использованы учеными для создания таких средств против паразитов, как, например, ивермектин. Но поскольку 3-октанон летуч, использовать его в качестве пестицида против червей не получится — это соединение немедленно испарится. Нематоды — самые распространенные почвенные обитатели, и этим объясняется выбор грибов, говорит Сюэ. Другие хищные грибы используют для захвата нематод иные тактические приемы, например, липкие ловушки или своего рода арканы, сжимающие тело червя.