Умбра-подобный вирус. В Крыму обнаружена инфекция инжира, распространенная на Гавайских островах

Российские исследователи впервые выявили присутствие умбра-подобного вируса на фиговых деревьях в Крымском регионе. Ранее инфекцию обнаруживали исключительно среди растений инжира на Гавайских островах в США.

Исследовательская группа определила полные генетические последовательности умбра-подобного вируса, взятые от образцов сорта Belle dure. Эти геномы демонстрировали значительные отличия от гавайских аналогов и формировали отдельную кладу в филогенетическом анализе. Открытие способствовало углублению понимания географического распространения и генетического разнообразия вирусных агентов, поражающих инжир. Результаты исследования опубликованы в журнале Plants.

Инжир является одной из старейших культур, используемых в пищевых целях, и встречается в тропических и субтропических зонах мира. Одним из наиболее серьезных недугов для инжира является мозаичная болезнь, проявляющаяся в виде пятен на листьях, их деформации, изменении окраски и преждевременном опадании плодов. Предполагается, что причиной заболевания служат вирусы. Известно, что фиговое дерево может быть заражено до 15 различными видами вирусов, и этот список продолжает пополняться. В частности, в 2021 году на Гавайях был обнаружен новый умбра-подобный вирус у деревьев с признаками мозаичной болезни. Совместное заражение несколькими вирусами может привести к изменению симптоматики заболевания.

Для сохранения растительного разнообразия и создания новых высокопродуктивных сортов необходимо тщательное изучение вирусных инфекций, а также разработка мер по предотвращению их распространения. Группа российских ученых, в состав которой входят сотрудники кафедры вирусологии МГУ, на протяжении нескольких лет занимается исследованием вирусов в фиговых насаждениях Никитского ботанического сада в Ялте. В коллекции Сада насчитывается множество сортов фиговых деревьев, треть из которых проявляет симптомы мозаичной болезни.

Исследователи провели анализ зараженности коллекции умбра-подобным вирусом инжира с использованием метода ОТ-ПЦР (полимеразной цепной реакции с обратной транскрипцией). Вирус был обнаружен в пяти экземплярах сорта Belle dure, привезенных из Франции. В других сортах и видах фиговых деревьев его наличие не зафиксировали. С помощью современных технологий секвенирования были определены полные геномы вирусов. Сравнение с уже известными последовательностями показало, что российские изоляты отличаются от гавайских примерно на 20% и образуют отдельную группу в филогенетическом дереве. Это указывает на то, что крымские и гавайские изоляты имеют общего предка и представляют собой различные формы одного вируса.

Дерево инжира сорта Belle dure, завезенное в Крым из Франции, уже, видимо, было заражено умбра-подобным вирусом. Это может означать, что вирус распространен не только в Крыму и на Гавайях, но и в других регионах возделывания этой культуры, и указывает на необходимость проверки интродуцируемых растений на вирусы.

• Сергей Чирков, один из авторов статьи, ведущий научный сотрудник кафедры вирусологии биологического факультета МГУ