С помощью айтрекинга. Ученые нашли способ изучать интерес к чтению
Команда исследователей кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ провела анализ восприятия текстов с изображениями во время чтения. Впервые был использован метод айтрекинга для оценки реакции глаз на печатные материалы.
В исследовании участвовали 60 добровольцев, которым были представлены 16 различных по тематике документов. После ознакомления с текстами участникам было предложено пройти проверку знаний. Полученные данные показали, что наличие иллюстраций увеличивает визуальный интерес к материалу, облегчает первичную обработку информации и стимулирует эмоциональный отклик. Эти результаты подтвердили эффективность применения айтрекинга в образовательных исследованиях и были опубликованы в научном журнале Journal of Intelligence.
Главная функция эмоций заключается в их способности мотивировать нас к определенным действиям. Интерес, как более сложное чувство, тесно связан с предшествующими знаниями и самооценкой индивида, побуждая его к поиску новых данных или углублению понимания уже известного. Интерес напрямую коррелирует с повышенным вниманием и играет ключевую роль в развитии навыков и интеллекта.
Хотя положительные эмоции, включая интерес, имеют важное значение для обучения, их физиологические основы до сих пор остаются предметом изучения. Эксперты отдела высшей нервной деятельности МГУ провели исследование, направленное на понимание механизмов интереса.
Существует ряд методик для анализа эмоциональных реакций, среди которых айтрекинг – это технология слежения за движением глаз. Этот инструмент позволяет оценить распределение внимания и фиксирует, куда и как долго смотрит испытуемый. В упомянутой работе ученые впервые применили этот метод для изучения физиологических аспектов интереса в контексте образовательного процесса. Эксперимент включал чтение текстов 60 участниками, после чего они отвечали на вопросы по прочитанному. Участникам были предложены сложные учебные материалы с различными темами, часть из которых содержала изображения.
Исследование выявило, что тексты с визуальными элементами задерживают внимание дольше, не влияя на скорость чтения. Несмотря на одинаковое количество верных ответов, иллюстрации помогали лучше ориентироваться в материале. Также было отмечено, что интерес чаще возникает при встрече с новой информацией по уже знакомым темам. Это подтвердило значимость айтрекинга для научного изучения процесса обучения.
Изображение – это мощный инструмент, чтобы вызвать эмоции у учащегося и направить его внимание. Если применять его разумно, с учетом новизны информации, «учиться, учиться и еще раз учиться» станет лозунгом не только преподавателей, но и самих учащихся.
- Александр Латанов, заведующий кафедрой высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ
Фото на обложке: сайт МГУ