Реконструкция мозга. Как исследование древнего крокодила раскрывает эволюционные секреты.

Российские ученые смогли детально реконструировать мозг и нервную систему древнего крокодиломорфа Kansajsuchus extensus (кансайзух), который обитал на Земле в меловой период. Исследование показало, что когнитивные способности крокодилов практически не изменились за миллионы лет эволюции, что подтверждает сходство между древними и современными представителями этой группы хищников.

Кансайзух, достигавший длины до 7 метров, был одним из крупнейших представителей вымершего семейства параллигаторид, которые обитали на территории Азии около 130-66 миллионов лет назад. Его череп, хранящийся в Палеонтологическом музее имени Ю. А. Орлова в Москве, был тщательно исследован с помощью компьютерной томографии и 3D-моделирования. Это позволило ученым из Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) создать трехмерные модели костей мозгового черепа и изучить внутренние полости, где располагались мозг, нервы и органы чувств.

«Наше исследование показало, что мозг и нервы кансайзуха очень похожи на современные крокодилы, что говорит о стабильности когнитивных способностей этой группы хищников за миллионы лет эволюции.»

• Иван Кузьмин, доцент кафедры зоологии позвоночных СПбГУ

Сравнение реконструированных полостей черепа кансайзуха с другими вымершими крокодиломорфами и современными крокодилами позволило проследить эволюционные изменения в строении черепа и нервной системы. Ученые пришли к выводу, что когнитивные способности кансайзуха, судя по строению его мозга, были на уровне современных крокодилов, что подтверждает их эволюционную устойчивость.

Исследование проводилось в рамках гранта Российского научного фонда с участием специалистов из Зоологического института РАН, Научно-исследовательского института искусственного интеллекта AIRI и Сеченовского университета.