Опасность в сточных водах. Устойчивость к антибиотикам у микроорганизмов

В сточных водах Москвы обнаружены микроорганизмы, устойчивые к большинству известных классов антибиотиков. Это открытие, сделанное микробиологами и генетиками ФИЦ Биотехнологии РАН, подчеркивает серьезность проблемы антибиотикорезистентности, вызывающей тревогу в медицинской и экологической областях.

Сточные воды Москвы оказались источником микроорганизмов, обладающих устойчивостью к антибиотикам, что ставит под угрозу эффективность этих жизненно важных медицинских препаратов. Ученые ФИЦ Биотехнологии РАН провели анализ геномов бактерий из сточных и очищенных вод, обнаружив сотни генов устойчивости, охватывающих широкий спектр антибиотических классов.

«Хотя московские водоочистные сооружения – одни из крупнейших в мире, исследования резистомов, или совокупности генов, придающих устойчивость к антибиотикам, до сих пор в них не проводились. Присутствие устойчивых бактерий и генов резистентности зависит от того, какие лекарства чаще всего используются, а также от особенностей использования воды в данной местности»

— Шахжахон Бегматов, научный сотрудник ФИЦ Биотехнологии РАН.

Процесс очистки воды в Москве включает несколько этапов, начиная с физической фильтрации и заканчивая биологической очисткой и дезинфекцией. Однако, несмотря на эффективность этих процедур, гены устойчивости все равно находят свой путь в окончательно очищенную воду, которая сбрасывается в реку Москва.

«Мы обнаружили в московских сточных водах гены, которые делают бактерии устойчивыми к большинству известных классов антибиотиков. Эти же гены присутствуют у бактерий в очищенной воде, которая сбрасывается в реку Москва. Затем гены устойчивости к антибиотикам могут передаваться другим микроорганизмам и впоследствии возвращаться к человеку. Необходимо продолжать изучение этой проблемы, чтобы лучше понимать ее и в конце концов найти решение»

— Шахжахон Бегматов.

Данное открытие подчеркивает важность дальнейших исследований в области устойчивости микроорганизмов к антибиотикам, а также необходимость усиления мер по контролю и улучшению систем водоочистки, чтобы минимизировать риски для здоровья общества.