Один вид — 440 названий. Как один моллюск запутал систематику с XVIII века.

Один вид — 440 названий. Как один моллюск запутал систематику с XVIII века.

Моллюск, который живёт и в ледяных арктических реках, и в жарких водоёмах Африки. Один вид, которому приписали 440 латинских названий, думая, что это сотни разных животных. И раковины, форма которых оказалась куда хитрее, чем представляли себе биологи. Речь идёт об утиной беззубке — самом многочисленном пресноводном двустворчатом моллюске на планете.

Анодонта (Anodonta anatina) — удивительный пример универсального приспособленца. Она живёт не больше 15 лет, но быстро размножается, а её личинки могут развиваться почти на любой рыбе. В реках и озёрах беззубки образуют целые колоссальные фильтры: миллионы моллюсков очищают воду, оставаясь устойчивыми даже к загрязнениям.

Но самое поразительное — изменчивость их раковин. В южных регионах они светлые и округлые, на Севере — вытянутые и массивные. Именно из-за этого с XVIII века биологи разных стран ошибались: считали, что описывают новые виды, и дали утиной беззубке 440 разных имен.


«Беззубка — прямой антипод жемчужницы. Она не привязана к узким условиям, а умеет выживать и в арктической реке, и в мутном арыке. Поэтому гипотеза о том, что её раковина может быть индикатором климата, не подтвердилась».

Иван Болотов, директор ФИЦКИА УрО РАН, член-корреспондент РАН


Чтобы разобраться, международная команда учёных потратила 15 лет. С помощью статистических моделей они проверили, что именно влияет на морфологию раковин. Оказалось, что решающим фактором всё же остаётся климат, но не меньшее значение имеет возраст: чем старше беззубка, тем выпуклее её створки. Генетика играет меньшую роль, но и она оставила след: у анодонт из бассейна Азовского моря выявлена уникальная линия, сохраняющаяся ещё с доледниковых времён.

История утиной беззубки — пример того, как один привычный обитатель рек способен поколениями сбивать с толку учёных и при этом играть огромную роль в экосистемах целых континентов.

Источник информации: пресс-служба ФИЦКИА УрО РАН
Фото Ольги Аксеновой

Вкус как иллюзия. Учёные выяснили, что еда «горит» в сознании по-разному.
Перевернутый мир. Геологи обнаружили невозможное