Новый вид паразитирующих мух. Исследование ЮФУ выявило угрозу для муравьев

Ученые Южного федерального университета впервые в России обнаружили мух-горбаток, паразитирующих на муравьях. Исследование, проведенное Академией биологии и биотехнологий ЮФУ, выявило новый вид мух-форид Menozziola tanaitica, что является первым подтвержденным случаем паразитизма мух-форид на муравьях в России.

Фориды из рода Menozziola ранее были известны лишь по единичным находкам в Южной Европе. Новый вид был обнаружен на территории России, в долине нижнего Дона между Ростовом-на-Дону и станицей Багаевской, где ученые наблюдали за муравьями Camponotus vagus и собирали образцы для лабораторного изучения. Внутри погибших самок муравьев были найдены личинки мух-паразитоидов.

«Обнаруженная нами муха – не исключение. Но вот сказать, почему она паразитирует именно на роде Camponotus, трудно»

• Дмитрий Шевченко, студент 3 курса Академии биологии и биотехнологий ЮФУ.

Исследование показало, что этот вид форид предпочитает паразитировать на самках муравьев, так как в их брюшке содержится больше питательных веществ. Из 20 собранных живыми самок муравьев лишь одна оказалась незараженной, что указывает на высокий уровень паразитизма.

«Паразитизм горбаток на муравьях является одним из важных лимитирующих численность этих насекомых факторов».

• Дмитрий Шевченко

Процесс заражения происходит быстро: муха садится на брюшко самки муравья, прокалывает кутикулу и вводит яйца. В некоторых зараженных особях было найдено более полусотни яиц, что ученые объясняют либо множественными атаками, либо клонированием зиготы внутри тела муравья.

В дальнейшем исследователи планируют выяснить степень вреда, наносимого муравьям этими паразитоидами, и определить распространение мух-горбаток на территории России. В Зоологическом институте Российской академии наук и зоологическом музее кафедры зоологии АБиБ ЮФУ хранятся типовые образцы нового вида мух.