Неизведанные глубины. В Тихом океане найдены уникальные семейства мшанок

Ученые из Лаборатории систематики и морфологии Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН сделали важное открытие: в Тихом океане обнаружены новые виды и семейства мшанок. Эти глубоководные колониальные беспозвоночные, ассоциированные с полиметаллическими конкрециями, были впервые описаны в монографии, опубликованной в научном журнале Zootaxa.

В ходе исследования 569 колоний мшанок, принадлежащих к отряду Cheilostomata, были собраны образцы с 317 станций в районе разломов Кларион–Клиппертон на глубинах от 4510 до 5280 метров. Ученые выявили 32 вида мшанок, из которых 22 вида, 3 рода и 1 семейство оказались новыми для науки. В общей сложности в этом районе Тихого океана теперь известно 52 вида мшанок, включая три новых семейства, что демонстрирует значительное таксономическое разнообразие региона.

Колония мшанки Fulgurella marina

Несмотря на обнаруженные уникальные виды, только четыре из них известны за пределами зоны разломов Кларион–Клиппертон. Это позволяет предположить, что другие таксоны мшанок могут быть распространены на большей территории, что снижает риск их исчезновения в результате добычи полезных ископаемых. Однако ученые подчеркивают, что любая деятельность по поиску и разведке глубоководных ресурсов должна вестись под строгим контролем специалистов, чтобы минимизировать воздействие на бентосные экосистемы региона.

«Видовое разнообразие и таксономическая новизна найденных и описанных мшанок являются беспрецедентными для данных глубин».

• Андрей Грищенко, старший научный сотрудник Лаборатории систематики и морфологии ННЦМБ ДВО РАН

Конкреции, ассоциированные с найденными мшанками, формировались в течение 30-40 миллионов лет и являются невозобновляемым ресурсом. Поэтому важно оценить, какое влияние окажет их добыча на экосистемы. Ученые из ННЦМБ ДВО РАН, работая совместно с геологами, провели обширные исследования, собрав образцы мшанок с 437 станций, что является рекордным объемом выборки для непрерывного участка абиссали на этих глубинах.

Несмотря на значительные достижения, фауна этого региона остается недостаточно изученной, и перед специалистами стоит задача по дальнейшему описанию таксонов различных групп бентоса. Эти данные крайне важны в свете планируемой добычи глубоководных полезных ископаемых, так как они предоставляют передовые знания о морской биологии и геологии, необходимые для защиты и сохранения этих уникальных экосистем.

«Данные продолжают накапливаться, но по многим группам таксонов информации до сих пор крайне мало».

Результаты этого исследования являются значительным вкладом в изучение глубоководных экосистем и подчеркивают важность комплексного подхода в исследованиях на стыке морской биологии и геологии.