Малые дозы. Ученые выяснили, как радиация влияет на кроликов

Сибирские ученые установили, что молодые особи кроликов проявляют устойчивость к воздействию малых доз радиации. По словам специалистов, все показатели этих животных остаются в норме при воздействии на организм излучения от радиоактивного изотопа водорода – трития, который образуется в ходе работы АЭС. При этом установлено стимулирующее действие на процесс кроветворения (гемопоэза).

Среди сельскохозяйственных животных наиболее приближенной к человеку радиочувствительностью обладают не классические модельные организмы – мыши, а кролики и свиньи. Как пояснили специалисты Красноярского государственного аграрного университета (Красноярский ГАУ), мыши относятся к радиорезистентным существам: однократная летальная доза излучения для них в 4 раза выше человеческой.

Ученые СФУ и Красноярского ГАУ обнаружили, что так называемые малые дозы радиации – до 500 мГр (специалисты уточнили, что такую дозу можно получить, если, например, очень быстро съесть 500000 бананов) – не вредят кроликам, а наоборот стимулируют некоторые процессы в организме. К таковым относится гемопоэз – образование и созревание клеток крови.

«Мы провели общий клинический осмотр животных, и гематологические исследования (уровень гемоглобина, количество форменных элементов крови). У особей при воздействии трития результаты клинического осмотра не отличались от контрольной группы. Гематологические показатели выше значений контроля, однако в пределах референсных значений, что свидетельствует о стимулирующем эффекте малых доз трития на кроветворные органы: селезенку и красный костный мозг.

• Арина Федотова,  доцент кафедры внутренних незаразных болезней, акушерства и физиологии с.-х. животных Института прикладной биотехнологии и ветеринарной медицины Красноярского ГАУ

Специалист отметила, что изотоп водорода попадал в организм животных алиментарным путем – через питьевую воду. В эксперименте также участвовали особи, которые вместе с тритием получали гуминовые кислоты, предположительно, имеющие радиопротекторные свойства.

«Мы повторили на кроликах тот же опыт, что уже проводили при облучении малыми дозами бактерий и подтвердили, что гуминовые вещества, образующиеся при гниении растений, могут выступать хорошим радиопротектором – стабилизатором, «компенсирующим» как положительное, так и возможное отрицательное воздействия малых доз на организм.

•  Надежда Кудряшева, профессор кафедры биофизики СФУ

По мнению исследователей, изучение влияния радиации на кроликов как близких по радиочувствительности к человеку организмов, открывает целый ряд возможностей. В первую очередь, поиск максимально эффективных радиопротекторов – например, помимо гуминовых веществ можно использовать смоделированные физиками фуллеренолы – молекулярные соединения, выглядящие как выпуклые замкнутые многогранники, составленные из трехкоординированных атомов углерода.

Эксперты отметили, что из-за хозяйственной деятельности человека радиационное загрязнение планеты – в первую очередь мирового океана – возрастает, а значит, человеку придется вырабатывать новые приспособительные стратегии, чтобы защитить себя и животных, имеющих сельскохозяйственное значение.

Работа выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда и Красноярского краевого фонда науки.

Фото: РНФ