Ученые впервые досконально изучили суточные ритмы норвежского лемминга — того самого знаменитого зверька, которого часто ошибочно обвиняют в массовых самоубийствах. Оказалось, в условиях лаборатории эти северные грызуны ведут себя как настоящие спортсмены-полуночники, пробегая в беговом колесе десятки тысяч оборотов за сутки, но делают это строго по своему, очень индивидуальному графику.
Исследование провели российские ученые из Герценовского университета в Санкт-Петербурге и Института систематики и экологии животных СО РАН в Новосибирске. Они проанализировали поведение шести леммингов, пойманных на берегу Баренцева моря. В специальных вольерах зверьков снабдили домиками, мхом, которым они питаются в природе, и главным инструментом исследования — беговым колесом с датчиком. Все происходящее фиксировалось на видео, а каждое вращение колеса записывалось с точностью до доли секунды. Эксперимент проходил в режиме четкой смены дня и ночи по 12 часов.
Результаты удивили даже самих исследователей. Выяснилось, что лемминги — существа с полифазной активностью: они не спят всю ночь или день напролет, а чередуют несколько периодов бодрствования и отдыха. В среднем у них бывает от 3 до 8 таких фаз в сутки. Но главное — подавляющая часть их кипучей деятельности, особенно страсть к бегу в колесе, приходится на темное время суток. Ночные фазы активности у них гораздо длиннее дневных. За сутки один лемминг в среднем накручивает в колесе около 36 000 оборотов.
При этом каждый зверек оказался яркой индивидуальностью. Один самец отличался крайне низкой активностью, но при этом выходил из домика чаще всех. Две взрослые самки категорически игнорировали колесо днем, а вот молодые особи и самцы бегали в любое время, просто ночью — энергичнее. Анализ с помощью специальных математических методов (преобразование Фурье и метод Прони) выявил сложнейший ритмический рисунок их активности, состоящий из ультракоротких (2-4 часа), суточных (около 24 часов) и даже многодневных циклов.
Учёные предполагают, что такое гиперактивное и беспокойное поведение может быть связано с миграционным состоянием. Леммингов отловили осенью — как раз в период начала сезонных перемещений в природе. Возможно, именно эта внутренняя готовность к движению «звучала фоном» в их лабораторной жизни, заставляя их наматывать километры в колесе. Это открывает возможность создать экспресс-тест: по тому, как и сколько лемминг бегает в колесе, можно будет оценивать его миграционные настроения.
Исследование, раскрывая детали скрытной жизни важного обитателя тундры, предлагает новые точные методы для изучения биоритмов мелких млекопитающих. В перспективе это поможет лучше понимать, как эти зверьки взаимодействуют со своей средой и как от них зависят хищники, для которых лемминги — основная добыча. Так что, вопреки мифам, лемминги — не безрассудные самоубийцы, а сложно организованные, ритмичные существа, чья внутренняя жизнь полна неожиданных открытий.
Исследование опубликовано в «Амурском зоологическом журнале»
Изображение: Argus fin / ru.wikipedia.org / Общественное достояние


