Краснокнижные пернатые. Камчатские ученые проводят авиаучет редких рыбоядных видов птиц

Ученые Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга совместно с сотрудниками Дарвинского государственного природного биосферного заповедника начали масштабный проект по изучению популяций краснокнижных рыбоядных птиц на Камчатке. Основная цель исследования — оценить численность и распространение белоплечего орлана, орлана-белохвоста и скопы, а также понять, как эти виды адаптируются к изменяющимся условиям окружающей среды.

Проект реализуется в рамках программы Минобрнауки России «Приоритет-2030» (нацпроект «Наука и университеты»).

Нам важно выяснить динамику развития популяции этих птиц во времени. Начавшийся мониторинг позволит проанализировать адаптации птиц к изменяющимся условиям, ведь климат Камчатки отличается экстремальной волатильностью. Сейчас мы видим, что даже сроки размножения европейских и камчатских популяций различаются на 1,5 месяца, и птицы демонстрируют специфическую кучность гнездования.

• Мирослав Бабушкин, кандидат биологических наук, научный сотрудник молодежной лаборатории исследования антропогенной динамики экосистем КамГУ им. Витуса Беринга

В рамках проекта ученые проводят авиаучеты, используя легкомоторный вертолет для поиска заселенных гнезд рыбоядных хищников. Благодаря этому методу, за 15 часов работы удалось обнаружить почти сотню гнезд, что значительно превышает результаты, которых можно было бы достичь наземными методами за несколько полевых сезонов.

Андрей Кузнецов, ведущий научный сотрудник Дарвинского заповедника, подчеркивает эффективность авиаучетов: «Это самый лучший метод учета гнезд редких видов птиц».

Чтобы не нарушать естественную среду обитания птиц, пилоты следуют строгим инструкциям: не снижаются слишком сильно и не зависают над гнездами. Для полноты учета на борту вертолета находятся сразу три учетчика, которые ведут наблюдения, фотографируют найденные гнезда и записывают их координаты.

Работ по поиску и проверке заселенности гнезд этими краснокнижными видами на Камчатке в последние 25 лет не проводилось. Нынешний учет — это начало большого многолетнего проекта. В августе планируется пешая экспедиция, а в будущем ученые намерены создать несколько стационарных пунктов для наблюдения за птицами в местах их наибольшей концентрации.

Результаты исследования помогут оценить состояние популяций редких видов птиц и разработать меры по их сохранению и защите.

Лаборатория, открытая в июне 2023 года в рамках программы «Приоритет-2030», изучает влияние деятельности человека на природу Камчатки. Экосистемы севера очень уязвимы для любого воздействия. На Камчатке природные условия — суровый климат, географическое положение и вулканическая активность существенно влияют на экосистемы. Меняющийся климат, развитие туризма, урбанизация, повышение доступности удаленных территорий приводит к негативным последствиям и может нарушить природный баланс. Именно поэтому, этот процесс развития северных экосистем Камчатки требует детального изучения.

Фото: пресс-служба КамГУ им. Витуса Беринга