Когнитивные способности ворон. Пернатые запоминают, как изготавливать предметы

Международный коллектив ученых во главе с ведущим научным сотрудником биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Анной Смирновой изучил когнитивные способности серых ворон. Исследование показало, что эти птицы способны изготавливать объекты в соответствии с представлением о цвете или размере ранее подкреплявшихся стимулов.

Результаты научной работы опубликованы в журнале Animal Cognition. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-00364).

Известно, что новокаледонские вороны (Corvus moneduloides) в естественных условиях обитания регулярно изготавливают и используют три типа орудий: прямые палочки, крючки и штыки. При этом штыки в разных популяциях этих птиц обладают специфическими особенностями, которые поддерживаются в череде поколений. Этот феномен, напоминающий культурные традиции, может быть обусловлен не только обучением путем наблюдения, но и формированием у ворон представления о том, как должно выглядеть орудие, а также способностью воспроизводить этот мысленный шаблон при его изготовлении.

Недавно было экспериментально доказано, что новокаледонские вороны действительно способны изготавливать объекты в соответствии с некоторыми характеристиками ранее подкреплявшихся стимулов. Позднее такую же способность обнаружили у какаду Гоффина (Cacatua goffiniana), хотя, в отличие от новокаледонских ворон, эти птицы орудия в естественных условиях обитания регулярно не изготавливают.

Целью данной работы было выяснить, способны ли серые вороны (Corvus cornix) изготавливать объекты в соответствии с характеристиками ранее подкреплявшихся стимулов. Эти птицы, как и какаду Гоффина, в естественных условиях обитания орудия регулярно не изготавливают, однако характеризуются высоким уровнем развития мозга и когнитивных способностей.

Трех серых ворон вначале обучили помещать небольшие куски бумаги в щель в экране. За каждый помещенный в щель кусок они получали личинку мучного хрущака. На следующем этапе эксперимента выясняли, могут ли они сами отрывать куски, которые можно поместить в щель, если им предоставить лист бумаги формата А4. Все три вороны начали отрывать куски и помещать их в щель без дополнительного обучения.

Далее птиц обучили из четырех синих и четырех желтых кусков выбирать только синие. В последующем тесте выясняли, куски какого цвета будут отрывать вороны. Им предъявляли два листа формата А5 тех же цветов. Для предотвращения обучения в этом и в последующих тестах вороны получали корм только в половине тестовых проб и вне зависимости от того, какой кусок они поместили в щель. Несмотря на это вороны отрывали куски именно от синего листа.

Затем птиц обучили из четырех больших и четырех маленьких прямоугольников выбирать и помещать в щель только прямоугольники определенного размера. В тесте им предоставили лист бумаги формата А4. После того как вороны оторвали не менее 24 кусков, их обучили выбирать куски другого размера и вновь провели тест с большим листом. У всех трех ворон площади кусков, изготовленных после обучения выбору больших или маленьких кусков, достоверно различались.

Таким образом, не только новокаледонские вороны и какаду Гоффина, но и серые вороны способны учитывать при изготовлении объектов некоторые характеристики ранее подкреплявшихся стимулов. Это указывает на то, что оперировать представлениями при изготовлении объектов способны не только те птицы, у которых изготовление орудий входит в видоспецифический репертуар поведения, но и другие животные, обладающие высоким уровнем развития мозга и когнитивных способностей.

  • Анна Смирнова, автор исследования, ведущий научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ

Используемый в данном исследовании подход может быть применен для исследования когнитивных способностей как других видов животных, так и детей дошкольного возраста.

Описанные в работе эксперименты:
а) Обучение ворон выбирать и помещать в щель только синие куски;

б) Тест, при помощи которого оценивали, куски какого цвета будут отрывать вороны;
в) Обучение ворон выбирать и помещать в щель только большие;
г) Тест, при помощи которого оценивали, куски какого размера будут отрывать вороны.
Источник: пресс-служба МГУ

 

Фото на обложке: pofoto.club

Нет комментариев