Индивидуальные различия. Окситоцин делает подростков более социальными

Красноярские ученые обнаружили связь между мутациями в гене рецептора окситоцина и характеристиками поведения подростков. Повышенная концентрация окситоцина связана с развитыми социальными контактами у подростков. Определенная мутация в гене провоцирует нарушения социального поведения, склонность к депрессии, проблемы с просоциальным поведением и гиперактивностью.

Подростковый период — один из самых сложных в жизни человека. На поведение подростка влияют различные факторы, в том числе социальная среда, внутренние установки и гормональный фон. Один из ключевых гормонов, влияющих на поведение — окситоцин, важный просоциальный нейропептид, который способствует установлению социальных связей с раннего возраста. Влияние окситоцина на психоэмоциональное состояние зависит от возраста, пола, этнокультурных факторов, социального окружения, стрессовых ситуаций и генетических особенностей.

Ученые ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» обнаружили связь между изменениями в гене рецептора окситоцина и характеристиками поведения у подростков. В исследовании проводилось психологическое и генетическое тестирование русских подростков в возрасте 11–18 лет.

Окситоцин высвобождается в ответ на психологические, физиологические и социальные стимулы. Несмотря на множество эффектов, которые окситоцин оказывает на наш организм, к настоящему времени обнаружен только один тип рецепторов к этому гормону. Ген, кодирующий этот рецептор (OXTR), полиморфен и состоит из аллелей, ответственных за различные проявления признаков этого гена. Например, аллель «G» в определенном положении может быть заменен однонуклеотидом «A», и эта мутация влияет на работу гена. Считается, что эта мутация связана с различными психологическими и поведенческими особенностями человека, в частности, с повышенным уровнем социальной чувствительности. Исследователей интересовала связь аллельных вариантов гена OXTR с индивидуальными различиями социального поведения подростков.

Результаты исследования показали взаимосвязь между повышенной концентрацией окситоцина и наличием развитых социальных контактов у подростков. Также была обнаружена связь аллеля «А» с нарушениями социального поведения и депрессией. У носителей генотипа АА наблюдаются проблемы с просоциальным поведением, гиперактивностью и в общении со сверстниками по сравнению с носителями генотипов хотя бы с одним аллелем G. При этом анализ показал, что у девочек реже, чем у мальчиков, встречается генотип АА и чаще – аллельный вариант G.

Актуальность данного исследования обоснована высокой частотой разнохарактерных проблем в общении у подростков. Это сказывается на формировании личности, изолируя ее от интересов и стремлений общества. В подростковом возрасте именно через общение происходит усвоение общечеловеческого опыта, формирование самосознания и духовных потребностей, нравственных и эстетических чувств. В связи с этим чрезвычайно важна диагностика нарушений социальных отношений среди подростков. Такие нарушения имеют в том числе генетическую предрасположенность. В нашем тестировании подростков мы обнаружили, что наличие аллеля G в гене рецептора окситоцина ассоциировано с повышенной способностью справляться с подавленными психологическими состояниями. По результатам исследования выявлено, что носители данного аллеля обладают более высокой самооценкой, силой воли и оптимистичным взглядом на жизнь. В то время как носители редкого аллеля A предрасположены к развитию депрессии и чаще находятся в тоскливом состоянии. Этот аллельный вариант также связан с нарушениями социального поведения, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, агрессивностью и плохой переносимостью стресса у подростков, склонностью к суицидальному поведению. Следует обратить внимание на то, что проблемы в общении со сверстниками у подростков с выраженной социальной эмпатией и альтруистическими личностными характеристиками могут быть успешно преодолены. Во многом здесь способны помочь как общая направленность педагогического процесса в сторону одобрения просоциального поведения, так и социально значимые личности, которых подростки могут воспринимать как пример для подражания.

• Марина Смольникова, кандидат биологических наук, руководитель группы молекулярно-генетических исследований, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера

Результаты исследования опубликованы в журнале «Сибирский научный медицинский журнал».

Фото Марины Смольниковой — ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН»